Андрей Иващенко: «Исследования, разработка и производство лекарств — это, простите, не пиво и не колготки»
— Как изменение геополитической обстановки в мире, введение санкций повлияли на работу компании «ХимРар», что изменилось в работе?
— Конечно, ситуация в работе с зарубежными партнерами изменилась значительно. Если говорить о международной деятельности, связанной с компаниями из США, Европы, Японии, она, можно сказать, прекратилась. Очевидно, что прямое взаимодействие с этими партнерами от российской компании стало очень трудно осуществлять. Тем не менее мы, как и все на рынке, перестраиваем какие-то процессы, логистику и продолжаем искать возможности работать с нашими международными партнерами, так как многие из них знают нас 20—30 лет. То есть на юридическом уровне мы, конечно, не можем делать какие-то вещи, но на экспертном, на уровне научного сотрудничества взаимодействие продолжается. Российская наука в области живых систем — химии, биологии ценится мировым сообществом. Мы это отмечаем уже много лет, но сокращение взаимодействия все равно очень ощутимо.
С другой стороны, появилось много новых партнеров из так называемых дружественных стран, с кем мы раньше не работали. Это арабские страны, Латинская Америка, Китай, Индия, Африка. С Китаем и Индией, конечно, работали немного, но сейчас есть ощущение, что идет сильная перезагрузка этих отношений. Благодаря реализации «Фармы-2020» созданы определенные заделы — российские производители научились создавать собственные препараты, не просто какие-то дешевые массовые дженерики, а современные высококачественные препараты, в том числе лучшие в своих классах, такие, как наш инновационный препарат от ВИЧ «Элпида» или противовирусный препарат от коронавируса, которые мы сделали первыми и вывели на рынок. Наши партнеры сделали моноклональные антитела, центр им. Гамалеи — вакцину, что в пандемию имело огромное значение и спасло, я уверен, сотни тысяч жизней.
А, например, арабские страны или страны Латинской Америки в какой-то момент оказались в ситуации, когда деньги есть, а лекарств нет, в том числе поэтому у них сейчас возник интерес к российским лекарствам. В 2020—2021 годах у нас началось сотрудничество по коронавирусным препаратам, по диагностическим тестам, а сейчас, когда вроде все встало на обычные рельсы, позитивное отношение и потенциал для сотрудничества сохранились.
Другой вопрос, что в каждой стране есть свои сложности — правила игры, регуляторика, отношения, культура. С этим еще предстоит разбираться. Кроме того, переговоры идут не только о поставке готовых лекарств, но и о трансфере т...
Нет комментариев
Комментариев: 0