Цены растут, продажи падают

Аптечный сегмент фармрынка по итогам 1-го полугодия 2019 года

06.08.2019
Динамика продаж лекарственных препаратов в аптеках в 2019 г. заметно отличается от тенденций прошлых лет. Впервые за длительный период потребление ЛП в упаковках падает (-3,9% за 1-е полугодие 2019 г. к аналогичному периоду 2018 г.). Такой высокий показатель «отрицательного прироста» рынок демонстрировал только в кризис 2008—2009 гг. (-6%). После этого динамика потребления в натуральном выражении колебалась от +6% (в 2012 г.) до -1% (в 2014 г.). Последние три года рынок прирастал в среднем на 4%. Падение продаж ЛП в упаковках — это в том числе и следствие снижения реальных доходов россиян. Так, по данным Госкомстата, реальные располагаемые денежные доходы в 1-м полугодии 2019 г. по сравнению с 1-м полугодием 2018 г. снизились на 1,3%. Падение рынка было неизбежно — снижение реальных доходов россиян усугубило повышение ставки НДС.

Общая динамика

Согласно данным ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России (рис. 1), проводимого компанией DSM Group, по итогам 1-го полугодия 2019 г. через розничный сегмент было реализовано 2,5 млрд упаковок лекарственных препаратов стоимостью 489,7 млрд руб. (в розничных ценах). Емкость рынка лекарств возросла всего на 0,6% в рублях относительно аналогичного периода 2018 г.

После повышенного спроса на препараты против гриппа и ОРВИ в январе 2019 г. в феврале-марте наблюдается снижение продаж препаратов данных групп. В связи с этим впервые за много лет мы наблюдаем в том числе и отрицательную динамику в рублях. Так, при анализе ежемесячных данных можно отметить, что наибольшее падение объема реализации пришлось на начало весны — в марте аптечные продажи сократились на 5,0% в стоимостном выражении и на 11,5% в натуральном.

Ценовая структура

Средневзвешенная цена одной упаковки ЛП выросла на 4,6%, и составила 195 руб. Дешевые лекарства вымываются из аптечного ассортимента, и потребители вынуждены переходить на более дорогостоящие препараты (рис. 2). При этом ценовой фактор менее значим. Инфляция за первые шесть месяцев составила 2,3%. В 2018 г. за 1-е полугодие цены выросли на 3,4%. Картина изменилась в пользу препаратов «высокого» ценового сегмента относительно января—июня прошлого года.

Положительная динамика продаж была отмечена только у категории «свыше 500 руб.» (+7,0% в руб. и +7,8% в упак.), благодаря чему удельный вес дорогих лекарств вырос на 2,6% в денежном и на 1,0% в натуральном эквиваленте. При этом инфляция на данную группы самая невысокая (+0,9%). Быстрее всего в цене растут препараты от 150 до 500 рублей (3,4%), хотя ранее это всегда были препараты нижнего ценового сегмента.

У потребителей по-прежнему самыми востребованными остаются препараты с ценой до 50 руб. — в упаковках доля дешевых ЛП составляет 38,9%. Вес препаратов этой группы сократился на 1,4% в натуральном выражении и на 0,3% в стоимостном в результате снижения продаж.

Импортные и отечественные ЛП

По итогам января—июня 2019 г. доля российских препаратов выросла на 1,4% до 29,4% в рублях и на 1,9% до 59,6% в упаковках (рис. 3). При рассмотрении абсолютных показателей реализация отечественных препаратов в деньгах выросла на 5,7%, тогда как объем продаж импортных лекарств сократился на 1,4%.

Средняя стоимость упаковки отечественного препарата в розничных ценах в 1-м полугодии 2019 г. составила 96 руб., что ...

Для чтения статей необходимо авторизоваться
Вам необходимо войти в свой аккаунт, либо зарегистрировать новый.
Войти

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.