Дорого, красиво

Продажи косметики в аптеках выросли за счет дорогостоящих брендов

14.03.2023
По итогам 2022 года косметика заняла третью строчку после лекарственных препаратов и БАД в структуре продаж аптек, свидетельствуют данные DSM Group. В рублях продажи косметики в прошлом году составили 50 млрд руб., это больше на 10,4% по сравнению с 2021 годом. В упаковках обратная тенденция: -10,8%, всего продано 148,5 млн упаковок. Рост в деньгах произошел за счет увеличения доли косметики премиум-класса.

Как изменились продажи косметики

Конкурентная среда за последние годы заметно изменилась: выросла значимость сегмента e-com, появляются новые игроки как среди брендов, так и среди розничных сетей. Плюс ко всему парфюмерно-косметические сети заинтересовались фармацевтическим направлением.

Все эти тенденции не способствуют росту продаж аптечной косметики, уводя потребителей в другие каналы. В последние несколько лет мы наблюдаем отрицательный тренд оборота в упаковках (рис. 1). В стоимостном выражении рост более чем на 10%. Это самый высокий показатель за последние годы. Серьезное влияние на структуру продаж косметики оказал спрос на селективную косметику, объем которой вырос на 16,4% в денежном эквиваленте.

16-1.jpg (59 KB)

Помесячный анализ показывает, что основной прирост обеспечил март — +59% к марту 2021 года. Без учета марта темп прироста реализации аптечной косметики составил бы только 5%.

Структура продаж

За год структура рынка изменилась в пользу селективной косметики, доля которой увеличилась на 1,9 процентного пункта — до 37,1% в рублях, и на 1,1 процентного пункта — до 10,7% в упаковках. Как уже отмечено, в сегменте премиум-класса была двузначная динамика (рис. 2). При этом в натуральном эквиваленте зафиксировано снижение продаж на 1,1% к цифрам 2021 года.

16-2.jpg (54 KB)

Сегмент активной (лечебной) косметики по-прежнему остается самым востребованным, занимая половину объема продаж всей косметики. Поэтому лечебные косметические продукты играют основную роль в динамике рынка аптечной косметики в целом. Рост в этом сегменте сопоставим с показателями рынка аптечной косметики: +7,2% в рублях и -11,5% в упаковках. За год аптеки реализовали 977 брендов активной косметики производства 491 компании (4,9 тыс. SKU). Продвижение данных товарных позиций на стыке нелекарственного и лекарственного ассортимента, доступная ценовая политика определяет спрос на эту категорию косметики.

Снижение потребления наблюдается в сегменте mass-market. Для косметики массового потреб-ления аптека не является основным каналом продвижения. В результате заметного падения объема реализации вес этого типа косметики сократился на 1,5 процентного пункта в денежном выражении и на 2,3 пункта в натуральном. Несмотря на то, что mass-market косметика занимает 31,1% от объема продаж в упаковках, в рублях ее доля составляет всего лишь 14,4%, так как этот подсегмент представлен преимущественно дешевыми средствами. В большей мере продажи данной категории в аптеках или носят импульсный характер, или являются дополн...

Для чтения статей необходимо авторизоваться
Вам необходимо войти в свой аккаунт, либо зарегистрировать новый.
Войти

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.