И все-таки…

Аптечный сегмент лекарственных препаратов: итоги 2018 года

19.02.2019
Согласно данным ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого DSM Group, в 2018 г. через аптеки было реализовано 5,3 млрд упаковок ЛП на сумму порядка 991,9 млрд руб. (в розничных ценах). При сравнении с 2017 г. продажи лекарств выросли на 4,6% в стоимостном и на 3,9% в натуральном эквиваленте.

Рыночные колебания

Несмотря на снижение темпов роста в стоимостном выражении, за последние три года динамика рынка в упаковках положительная. Это обусловлено в том числе и низкой инфляцией на ЛП. В 2018 г. она составила 2,9%. Основной рост цен пришелся на препараты, не попадающие под ценовое регулирование, — 4,0%. Препараты, входящие в список ЖНВЛП, выросли в цене в среднем на 0,8%.

Вторая причина низких темпов роста в рублях продаж в аптеках — неравномерность сезонных заболеваний от года к году. В 2018 г. повышенный спрос на противопростудные и противовирусные препараты наблюдался только в марте, тогда как традиционно высокий уровень заболеваемости отмечается в феврале-марте и сентябре-октябре. По данному показателю 2018 г. выбивается из общего ряда. Среди факторов, повлиявших на такую динамику, можно назвать вакцинацию населения, а также нетипично теплую осень.

В результате в тенденциях, которые сложились на аптечном рынке ЛП, произошел ряд изменений — более высокая доля рецептурных препаратов, смещение потребления в пользу более дорогих лекарств.

Ценовая структура

Данные графика динамики и структуры ценовых сегментов свидетельствуют о том, что структура коммерческого рынка ЛП в стоимостном выражении за 2018 г. сместилась в пользу дорогостоящих препаратов относительно аналогичного периода 2017 г.

Наибольший прирост был отмечен у сегмента «свыше 500 руб.» — на 8,9%. В результате данного прироста доля дорогих лекарств увеличилась на 1,6% в рублях. У потребителей самым востребованным остается сегмент «до 50 руб.» — в упаковках доля данных ЛП составляет 40,2%. Кроме того, объем реализации препаратов нижней ценовой категории вырос на 7,1 в натуральном и на 4,6% в стоимостном выражении.

Таким образом, рост рынка в упаковках обеспечен «самыми дешевыми» и «самыми дорогими» препаратами. Это свидетельствует в том числе и об изменении покупательских предпочтений в связи с изменением платежеспособности. При ухудшении ситуации потребитель переключается и начинает экономить, при стабильной ситуации может позволить себе ЛП с более высокой ценой.

Импортные и отечественные

В целом за 2018 г. доля р...

Для чтения статей необходимо авторизоваться
Вам необходимо войти в свой аккаунт, либо зарегистрировать новый.
Войти

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.