Как снежный e-com

Эксперты РАФМ обсудили электронную торговлю аптечным ассортиментом

06.12.2022
По итогам 10 месяцев Россия обогнала ведущие страны по доле аптечного e-com в общей структуре продаж медикаментов. Быть успешным в этом канале не так-то просто. Завоевать внимание покупателя и сделать его постоянным клиентом, возможно, даже сложнее, чем в классической аптеке. При этом рынок испытывает дефицит специалистов в сфере продвижения в e-com. Об этом шла речь в ходе финального в этом году закрытого заседания Российской ассоциации фармацевтического маркетинга (РАФМ).

Как растет фармацевтический e-com

Самый высокий показатель доли лекарств, которые продаются онлайн, демонстрирует Германия  — 14%, на втором месте Италия — 11%, на третьем США и Китай — по 10%, рассказала директор отдела стратегических исследований DSM Group Юлия Нечаева. В TOP5 такжи вошли Великобритания с 5% и Австралия с Бразилией — по 4%. 

В России по итогам 2021 года доля аптечного e-com в общей структуре (от всех продаж аптечного ассортимента) составляла 8,7% (в рублевом выражении), а по итогам 10 месяцев 2022 года — 11,4%, продолжила эксперт. При этом в некоторых отдельно взятых регионах она ощутимо выше — в Москве, Приморском крае перешагнула отметку в 20%, в Санкт-Петербурге приближается к ней. 

Структура аптечного e-com, по данным DSM Group, выглядит следующим образом: доля лекарств за 10 месяцев 2022 года составила 11% (8% в 2021 году); при этом 64% из них — рецептурные препараты, ОТС — 36%. На БАД приходится 19% заказов. Статистика показывает, что чаще россияне ищут в интернете дорогостоящие рецептурные препараты, отметила Нечаева.

«Мы видим рост поисковых запросов, связанных с курсовым приемом лекарств, потому что традиционно для этой категории покупателей решающим фактором является цена», — дополнил руководитель трейд-маркетинга «Яндекса» Константин Исанин. 

Этот тренд прокомментировал и директор по развитию компании «Катрен» Анатолий Тенцер: традиционным аптекам иметь такие товары немассового спроса у себя в наличии просто невыгодно. Они отдали этот сегмент на откуп онлайн-сервисам, а у себя организуют выдачу заказов, резюмировал спикер.

Какие у e-commerce драйверы

В этом году драйвером роста фармацевтического e-com стала дефектура лекарств в офлайне, высокая стоимость контрактов в сетях: ритейле и аптечном, пояснила учредитель ГК «Сириус» (специализируется на e-com дистрибуции и продвижении на ключевых маркетплейсах для фармотрасли «под ключ») Валентина Марченкова. По ее оценкам, в сегменте косметики продажи «подогревались» закрытием магазинов зарубежных брендов. 

В мире развивается онлайн-торговля через социальные сети, и до марта текущего года такие покупки, как БАД, косметика и частично медизделия, в России тоже показывали неплохую динамику, рассказала эксперт. По некоторым категориям их доля в структуре продаж достигала больше 10—15%. «Сейчас она снизилась и, как показывают...

Для чтения статей необходимо авторизоваться
Вам необходимо войти в свой аккаунт, либо зарегистрировать новый.
Войти

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.