Не до БАД

Продажи биологически активных добавок. Итоги 2018 года

05.03.2019
Аптечный рынок БАД, еще недавно успешно развивающийся, впервые за последние несколько лет продемонстрировал падение объема реализации. Согласно данным DSM Group, в 2018 г. розничный объем продаж составил 326,0 млн упаковок БАД на сумму порядка 53,4 млрд руб. (в розничных ценах). За год рынок БАД сократился на 0,6% в рублях и на 8,4% в упаковках. Помимо снижения реальных доходов россиян роль в падении аптечных продаж добавок к пище сыграло ужесточение регулирования рекламы и разрешение продажи БАД в любых розничных точках. Среди причин также можно назвать и пристальное внимание проверяющих органов к некоторым группам БАД, которое привело к изменению структуры потребления.

Тенденции 2018 г.

При анализе ежемесячной динамики продаж пищевых добавок в стоимостном эквиваленте (рис. 1) можно отметить, что основное снижение продаж пришлось на октябрь — рынок упал на 10,6% относительно аналогичного месяца прошлого года. Наиболее удачными месяцами оказались июль и август — объем реализации БАД увеличился на 7,7 и 9,4% соответственно.

В натуральном выражении наблюдается стабильное снижение спроса (рис. 2). Максимальное падение продаж было отмечено в октябре (-18,7%) и ноябре (-18,5%). БАД продолжают терять свою популярность на фоне низкого роста аптечных продаж в целом. Средний ценовой сегмент уступил свою долю на рынке дешевым и дорогостоящим добавкам.

Ценовая структура

В среднем одна упаковка БАД обошлась потребителю в 164 руб. (розничная цена), что на 8,4% дороже, чем в прошлом году. Наиболее востребованной на рынке остается ценовая категория «до 50 руб.» (рис. 3). На долю этого сегмента приходится около 47,2% проданных БАД в натуральном эквиваленте (ценовая структура приведена на основе розничных цен). Из-за низкой цены доля дешевого сегмента в стоимостном выражении не превышает 7%. Вкусные «Гематоген» и «Аскорбиновая кислота» составляют половину объема продаж в упаковках сегмента с ценой «до 50 руб.».

Наибольшую выручку аптекам приносят БАД из ценовой категории «от 150 до 500 руб.», удельный вес этого сегмента составляет 43,4%. Также заметную долю (39,8%) занимают дорогие препараты. За год структура рынка БАД изменилась в пользу ценового сегмента «свыше 500 руб.», который единственный показал прирост объема реализации: +11,9% — в рублях и +10,0% — в упаковках. Первые пять мест по объему продаж данного сегмента занимают различные витаминные комплексы.

Импортные и отечественные

В отличие от рынка лекарств на рынке биологически активных добавок превалируют средства отечественного производства (рис. 4). Российские БАД занимают 56,5% стоимостного и 81,8% натурального объема продаж. В результате разнонаправленной динамики отечественных (-1,9%) и зарубежных добавок (+1,1%) удельный вес российс...

Для чтения статей необходимо авторизоваться
Вам необходимо войти в свой аккаунт, либо зарегистрировать новый.
Войти

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.