Невиноватые мы. Маркетплейсы хотят освободить от ответственности за нарушения продавцами прав интеллектуальной собственности

29.10.2024
Онлайн-платформы, расширяя свое присутствие на фармрынке, игнорируют его правила. Пока меры воздействия на площадки ограничиваются порицанием коллег по цеху. Но, например, в случае с продажей биодобавок, имитирующих оригинальный «Оземпик», это не сработало. Оператор площадки не увидел в кейсах, которые стали достоянием всего рынка, ни нарушения авторских прав, ни недобросовестной рекламы. Меры ответственности онлайн-витрин должен определить законопроект «О платформенной экономике», который разрабатывает Минэкономразвития. В процессе внесения поправок многие его пункты претерпели кардинальные изменения, однако документ по-прежнему не устраивает ни контролирующие органы, ни участников рынка.
Фото: рис. А. Щербаковой

Был прецедент

Ответственность маркетплейсов при продаже лекарств, БАД и медизделий стала одной из самых обсуждаемых отраслью тем в этом году. Нарушения со стороны платформ неоднократно фиксировали участники рынка. В ходе 23-го аптечного саммита «Новая аптечная реальность» директор по развитию компании «Катрен» Анатолий Тенцер напомнил, что на Ozon уже несколько месяцев продаются добавки, имитирующие оригинальный «Оземпик», не поставляющийся в Россию с марта 2023 года.

«Подобные добавки появляются в разных категориях товаров на маркетплейсе. Для нескольких миллионов товаров площадка не может сделать строгого входного контроля, поскольку продавец сам формирует карточку товара. Если он продается как комплексная пищевая добавка, то формально может соответствовать требованиям площадки, хотя его продажа некорректна по всем фармацевтическим правилам», — сказал он.

В сентябре представители Ozon обещали разобраться с подобными случаями, но добавки по-прежнему находятся на витрине маркетплейса, убедился корреспондент «ФВ». «В этом случае мы видим сразу несколько нарушений — речь идет и об авторском праве, и о недобросовестной рекламе», — уточнил в беседе с корреспондентом «ФВ» Тенцер.

Вопрос регулирования работы маркетплейсов стоит остро, потому что площадки работают в той законодательной базе, которая была сформирована до их появления, признал депутат Госдумы Евгений Нифантьев.

Единые условия работы цифровых платформ должен установить законопроект «О платформенной экономике», представленный Минэкономразвития в конце сентября 2024 года. Он вводит правила для взаимодействия платформ с покупателями и заказчиками по защите прав потребителей и гарантиям качества услуг и товаров. ФАС в целом поддержала законопроект, однако служба признала, что его текст требует доработки.  

Количество платформ растет, и пока единственной попыткой отрегулировать их работу был «пятый антимонопольный пакет» 2023 года, который устарел еще до его принятия, говорит эксперт РАНХиГС Андрей Тенишев. Новый закон необходим не только для онлайн-торговли, но и для других цифровых платформ. 

Как предлагают регулировать работу площадок

С тех пор в текст документа неоднократно вносились изменения. Последняя версия законопроекта есть в распоряжении «ФВ».

В нем сказано, что оператор цифровой платформы обязан осуществлять проверку публично доступных сведений о наличии у  ...

Полный текст доступен только подписчикам

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.