Николай Герасименко: «Комитет по охране здоровья - это своего рода маленький парламент»
- Начнем все же, Николай Федорович, с глобального вопроса. Что нужно, чтобы поставить на ноги наше здравоохранение?
- Да, в России любят задавать глобальные вопросы. Что ж, попробую ответить. Любое здравоохранение держится на искусстве врача, лекарствах и медицинском оборудовании. Я уже не говорю о том, что нужно выбрать оптимальную для каждой конкретной страны модель здравоохранения и иметь возможности для ее финансирования.
А теперь давайте посмотрим, что имеем мы. Не будем гневить Бога: наши врачи в своей массе делают все возможное и даже невозможное, и остается лишь удивляться, как это им удается. Все же другие «подпорки» отрасли хромают. Естественно, сильно хромает и вся отрасль.
- Недавно в одном из интервью министр здравоохранения и медицинской промышленности Александр Царегородцев сетовал, что выделяемые средства «обеспечат только минимальную потребность лечебных учреждений в лекарствах и продуктах питания для больных в стационарах, в приобретении медоборудования и проведении элементарных санэпидмероприятий». Между тем только ленивый сейчас не говорит о концепциях развития здравоохранения. Есть своя концепция и у Минздравмедпрома. Как же все это сочетается?
- По нашим расчетам, чтобы выйти на уровень 1991 г. по финансированию здравоохранения, надо на 30% увеличить расходы на него из федерального и территориальных бюджетов и поднять страховой взнос с 3,6 до 7%. Реально ли это в нынешней ситуации? Сомневаюсь, хотя стремиться к этому, конечно же, нужно. Поэтому строить сегодня «громадье планов», рассуждая о развитии здравоохранения, не совсем серьезно. Как может что-то развиваться при уменьшении финансирования? Хорошо бы сохранить то, что есть.
Вот уже третий год бушуют страсти вокруг обязательного медицинского страхования: нужно было внедрять, не нужно... Но все предельно просто. У государства не хватало денег на здравоохранение. Надо было привлечь дополнительные средства. Однако при таком спаде экономики (валовой внутренний продукт составляет сейчас 65% от уровня 1991 г.) этого не получилось. Денег, даже суммарно, стало меньше. К тому же значительная их часть не доходит непосредственно до потребителя, до пациента, оседая в промежуточных структурах. Люди недовольны: фонды обязательного медицинского страхования строят офисы, покупают машины, компьютеры, а больницы - без шприцев.
- Значит, обязательное медицинское страхование у нас провалилось?
- Это крайняя точка зрения. Я так не считаю. Другое дело, что надо пои...
Нет комментариев
Комментариев: 0