Остались без личности

Как уход основателей бывших лидеров рынка влиял на их компании

16.05.2023
Российский фармрынок — это рынок персоналий. Нередко на одной фамилии держатся целые бренды. Это, как показывает практика, может ставить корпорации огромных масштабов в рискованное положение. Рынок нередко наблюдал, как при уходе основателя компании стремительно теряли свои позиции на рынке. «ФВ» вспоминает самые яркие случаи утерянного наследия бывших лидеров рынка.

Рынок персоналий

Российский фармрынок формировался пассионариями, сказал «ФВ» генеральный директор ПАО «Аптечная сеть 36,6» Александр Кузин. Часть этих личностей сформировали систему, которая максимально от них зависит, считает эксперт. В случае, когда руководство уже распределено по компании, она просто продолжает свое развитие. Но в некоторых организациях на собственнике завязано слишком много процессов, что ставит под сомнение их будущее — рынок нередко наблюдал, как после смены собственника компании теряли свои позиции. 

Глобально отрасль с таким фактором еще не сталкивалась. Последние 10 лет из игры постепенно выходят самые влиятельные участники, полагает Кузин. В пример он привел дистрибьютора «СИА Интернейшнл». «Когда-то компания была лидером дистрибьюторского звена, но уход из жизни Игоря Рудинского привел к тому, что организация была вытеснена конкурентами. Эта история, к сожалению, далеко не единичная — лишь один из множества примеров», — резюмировал эксперт.

Как уходила «СИА»

Основатель дистрибьюторской компании Игорь Рудинский скончался 25 октября 2014 года на 61-м году жизни. Он стоял у истоков той отрасли, которую мы сейчас знаем. 

Компания, основанная совместно с венгерскими партнерами в 1993 году, стала фармдистрибьютором федерального масштаба уже к середине 2000-х. В период  2005—2006 годов «СИА» считалась вторым дистрибьютором в стране по доле рынка, уступая лишь «Протеку», а в 2007 году вышла на первое место. В последующие годы компания, если и не была на вершине, то всегда держалась в топе.

В 2013 году Рудинский отошел от оперативного управления в связи с болезнью, но дистрибьютор все еще показывал впечатляющие цифры. В 2014 году, в год смерти основателя, выручка «СИА» составила 98,5 млрд руб., из них 144 млн — чистая прибыль. 

Практически сразу после смерти бизнесмена стало известно, что дело «СИА» может продолжить «Р-Фарм». Компания заявила о планах приобрести 51% дистрибьютора, еще 49% должны были остаться за семьей Рудинского с последующей возможностью для «Р-Фарм» выкупить эти акции. 

Чуть позже, в конце 2014 года, «Р-Фарм» пересмотрела свои планы, допустив возможную покупку 100% доли фармдистрибьютора с передачей других структур «СИА Интернейшнл» («Биохимик», «Синтез» и «Биоком»). Несмотря на заявленные планы, сделка постоянно затягивалась. В ноябре 2015 года в «Р-Фарм» заявили, что процесс ее завершения переносится на следующий год, до момента изучения финансовых результатов «СИА» за 2015 год.

В итоге...

Полный текст доступен только подписчикам

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.