От мала до велика. Как фармкомпании поощряют партнеров в опте и рознице

27.05.2025
Прямые контракты фармпроизводителей с аптечными сетями становятся все более востребованными. Что касается оптового звена, то, согласно опросу, в основном респонденты сотрудничают не более чем с 10 дистрибьюторами. При этом самый распространенный инструмент поощрения и тех, и других — бонус за объем. Данные* были представлены на Российском фармацевтическом форуме им. Н.А. Cемашко. «ФВ» попросил экспертов рынка прокомментировать текущие тренды.
Фото: maxxasatori/ru.123rf.com

Розница

Согласно данным «Б1», в 2024 году 78% опрошенных фармкомпаний имели прямые контракты с аптечными сетями. Для сравнения: в 2023 году на их наличие указывали лишь 57% респондентов.

«Российский фармрынок движется к модели прямых контрактов, но сталкивается с «бонусной» нагрузкой и бюрократией. К тому же малый бизнес и регионы остаются в зоне влияния дистрибьюторов», — констатировала коммерческий директор Ассоциации новых независимых аптек «АннА» Виктория Лесникова.

Данный тренд сконцентрирован в сегменте крупных игроков, обладающих логистическими ресурсами и оборотом, что позволяет заключать прямые договоры, минуя дистрибьюторов, пояснила эксперт. По прогнозу Лесниковой, массового перехода всей отрасли на такой формат в ближайшие годы не ожидается, скорее, будут реализовываться точечные проекты и эксперименты с отдельными ассортиментными группами (OTC-препараты, дженерики).  

«Не все сети готовы к дополнительным операционным нагрузкам (например, работе с возвратами или дефицитными позициями). Мелкие и средние игроки чаще остаются в классической цепочке производитель → дистрибьютор → аптека из-за сложностей с предоплатой и малыми объемами закупок. В регионах доля прямых контрактов ниже из-за фрагментированности рынка», — заявила Лесникова.

Эксперт отметила еще один тренд: дистрибьюторы активно адаптируются к ситуации на рынке, предлагая гибридные модели (логистика + финансирование). 

Самым часто используемым инструментом поощрения аптечных сетей в 2024 году был бонус за объем в отношении группы безрецептурных лекарств. Им пользуется 91% опрошенных.

Бонус за выпо...

Полный текст доступен только подписчикам

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.