Озеро надежды. Что не так с аптечными франшизами

23.07.2024
На фармрынке все чаще стали говорить о перспективах франчайзинга. О планах по развитию этого направления заявила «Эркафарм». Увеличить число партнеров планируют «Фармия», «Аптека № 1» и рязанская «Фарма». Для мелких сетей и одиночных аптек подключение к крупному бизнесу может стать единственным шансом выжить. Для держателей франшизы — способом снизить управленческие расходы, получить большие скидки и частично бонусы своих партнеров у производителей. В то же время сила бренда, которая будет привлекать клиентов, в фармрознице по-прежнему невелика. Кто выиграет в гонке франчайзинга, разобрался «ФВ».
Фото: рис. А. Щербаковой

Больше «Озерков»

О планах по развитию обратной франшизы в июле заявила «Эркафарм». Суть этой модели, по словам коммерческого директора группы компаний Армине Даниелян, заключается в том, что владелец торговой марки берет на себя управление всеми или большей частью бизнес-процессов торговой точки, а франчайзи получает вознаграждение по итогам месяца или отчетного периода. При этом франчайзи не платит паушальный взнос и роялти.

На конференции «Зеленый крест» Даниелян пояснила: «Повесив вывеску «Озерки», мы гарантируем рост выручки аптеки в три раза, потому что понимаем, что средняя выручка «Озерков» — 8 млн руб. Это в три раза больше средней выручки аптек по Санкт-Петербургу». Сеть готова отдавать франчайзи 4% от маркетингового дохода, подключить к своей системе лояльности (7 млн покупателей) и ресурсам e-com (дают прирост до +25% к розничной выручке), снабжать товарами СТМ (в сети доля продаж собственных торговых марок 13,5%).

«Нам это зачем? Сейчас у «Озерков» в Санкт-Петербурге и Ленинградской области 304 аптеки, а всего по России 493. А будет, допустим, в три раза больше. Рыночная доля, сила бренда, программа лояльности, маркетинговый бюджет», — ответила Даниелян на вопросы коллег о мотивации компании во франчайзинговом проекте. Участники сессии предположили, что экономический стимул — повышение маркетинговых отчислений от поставщиков.

Пока компания только рассматривает запросы потенциальных франчайзи. «Ограничений по числу планируемых партнеров нет. Готовы подключить любое количество точек, которые будут соответствовать нашим параметрам», — сообщила топ-менеджер «ФВ».

Кто работает на рынке франшиз

Большинство участников рынка скептически оценивает перспективы франчайзинга на аптечном рынке, признает генеральный директор «Фармы» Александр Миронов: «Успешных проектов не было даже у крупных игроков, которые пытались запускать эту историю, — «Ригла», «Горздрав». Те же, кому удалось достичь заметного количества франчайзи, например «Советская аптека» или «Клевер фарм», дискредитировали себя финансовыми результатами партнеров. Достаточно посмотреть, сколько «Советских аптек» продается через «Авито».

У «Риглы» работает всего несколько десятков аптек-франчайзи в стране. «Аптечная сеть 36,6» не развивает франчайзинговые проекты, уточнили в компаниях.

Изменения условий работы на рынке, в частности грядущая налоговая реформа, дадут новый толчок развитию франшиз. «Очевидно, что одиночным игрокам и ...

Полный текст доступен только подписчикам

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.