Пришел марток — оставил без порток

Аптечный сегмент ЛП по итогам I квартала 2019 года

28.05.2019
Начало года и I квартал довольно сильно влияют на годовые результаты продаж на аптечном рынке. Участники рынка ожидают негативных последствий от государственных инициатив, таких как разрешение на продажу безрецептурных препаратов через интернет, регулирование бонусной системы взаимоотношений сетей и производителей, повышение цен из-за изменения методики ценообразования на ЖНВЛП и внедрения маркировки; также отсутствуют и традиционные факторы роста потребления.

Аптечная лихорадка

После повышенного спроса на препараты против гриппа и ОРВИ в январе 2019 г. в феврале-марте наблюдается снижение продаж препаратов данных групп. В связи с этим впервые за много лет динамика рынка в стоимостном выражении демонстрирует столь низкие показатели.

В I квартале 2019 г., согласно данным ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого DSM Group, аптеки реализовали 1297,4 млн упаковок ЛП на сумму порядка 255,2 млрд руб. (в розничных ценах). При сравнении с январем—мартом 2018 г. емкость рынка лекарств выросла на 1,7% в рублях и сократилась на 3,9% в упаковках.

Данная динамика продаж в первую очередь обусловлена несовпадением сезонности простуды и гриппа. В 2018 г. пик заболеваемости пришелся на первый месяц весны, что также объясняет резкое падение реализации лекарств в марте относительно прошлого года на 5,0% в рублях и на 11,3% в упаковках. В отчетном году не было как таковой эпидемии гриппа: в конце января—начале февраля эпидемиологические пороги были превышены, однако в марте грипп окончательно стал сдавать позиции.

Цены и ценовая структура

Помимо падения потребительского спроса, который выражается в снижении объема реализации в упаковках, на рынок повлиял и ценовой фактор. Данные графика динамики и структуры ценовых сегментов свидетельствуют о том, что структура коммерческого рынка ЛП в I квартале 2019 г. изменилась в пользу препаратов высокого ценового сегмента относительно аналогичного периода прошлого года.

В 2019 г. потребители продолжили переключаться на лекарственные средства высокого ценового сегмента. Положительная динамика была отмечена только у ценовой категории «свыше 500 руб.» — на 9,3% в рублях и на 10,2% в упаковках. В результате данного прироста доля самого дорогого сегмента увеличилась на 2,9% в рублях и на 1,1% в упаковках. У потребителей же самым востребованным остается сегмент с ценой до 50 руб. — в упаковках доля таких ЛП занимает 37,7%. Доля препаратов низкого ценового сегмента сократилась на 1,4% в натуральном выражении и на 0,3% в стоимостном в результате снижения продаж.

Импортные и отечественные ЛП

В I квартале 2019 г. доля отечественных препаратов составила 30,2% в стоимостном выражении и 59,1% в натуральном. При этом реализация отечественных препаратов в рублях выросл...

Для чтения статей необходимо авторизоваться
Вам необходимо войти в свой аккаунт, либо зарегистрировать новый.
Войти

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.