Спасительная непогода
Аптечный сегмент рынка ЛП: итоги девяти месяцев 2018 года
Подрывная вакцинация
Согласно данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого DSM Group, за первые девять месяцев 2018 г. через аптеки было реализовано 3,9 млрд упаковок лекарственных препаратов на сумму примерно 724,8 млрд руб. (в розничных ценах). При сравнении с январем—сентябрем 2017 г. продажи лекарств выросли на 4,2% в стоимостном и на 4,7% в натуральном эквиваленте (рис. 1).
Как и в прошлом году, противопростудные и противовирусные препараты обеспечили рост продаж лекарств. Однако в 2018 г. сезон гриппа задержался благодаря аномально теплым новогодним праздникам и широкому охвату населения вакцинацией. В результате несовпадения сезонности в текущем году пик заболеваемости пришелся на первый месяц весны, что также объясняет резкий прирост продаж лекарств — 14,4% в рублях и 15,6% в упаковках. В сентябре рынок не продемонстрировал заметной динамики относительно прошлого года.
Цены и ценовая структура
Ценовой фактор играет важную роль в росте фармрынка. Данные графика динамики и структуры ценовых сегментов (рис. 2) свидетельствуют о том, что структура коммерческого рынка ЛП за первые девять месяцев 2018 г. изменилась в пользу препаратов высокого ценового сегмента относительно аналогичного периода прошлого года в стоимостном выражении.
Заметнее всего в стоимостном выражении вырос сегмент «свыше 500 руб.» — на 7,4%. В результате данного прироста доля самой дорогой категории увеличилась на 1,2% в рублях. Несмотря на высокую выручку от продажи препаратов с ценой выше 150 руб., среди потребителей самым востребованным остается сегмент «до 50 руб.» — в упаковках доля данных ЛП составляет 40,7%. Помимо этого объем реализации препаратов низкой ценовой категории вырос на 8,8% в натуральном и на 5,5% в стоимостном выражении.
Таким образом, рост рынка в упаковках обеспечен самыми дешевыми и самыми дорогими препаратами. Это свидетельствует в том числе и об изменении покупательских предпочтений в связи с изменением платежеспособности — при ухудшении ситуации потребитель переключается и начинает экономить, при стабильной ситуации может позволить себе лекарственные средства с более высокой ценой.
Импортные и отечественные
В январе—сентябре 2018 г. доля российских препаратов составила 28,4% в стоимостном и 58,4% в натуральном выра...
Нет комментариев
Комментариев: 0