Времена года

Оценка сезонности аптечного сегмента фармрынка, 2018—2019 годы

28.01.2020
Тема глобального потепления, похоже, накрывает любую обсуждаемую проблему. Жаркие споры сторонников и противников влияния человека на климат разгораются как в кухонных дискуссиях, так и на международных форумах. Но если влияние человека на погоду оценить все-таки довольно сложно, то обратное влияние можно отследить легко: надо посмотреть на поведение покупателей аптек.

Как лето и зима влияют на покупателей

Рассмотрим динамику аптечного сегмента фармацевтического рынка не по кварталам, полугодиям и годам, а по временам года. Понятно, что текущая зима сильно непредсказуема и отличается от обычной. Тем не менее, осень и зима остаются холодными, а весна и лето — теплыми периодами.

И если для рядового человека тепло — это хорошо, а холодно — это плохо, то с точки зрения динамики аптечного потребления все с точностью до наоборот. И это довольно наглядно демонстрирует сезонная динамика продаж лекарственных средств и БАД (рис. 1).

Исходя из анализа сезонной динамики очевидно, что после «мертвого» с точки зрения потребления ЛС и БАД летнего сезона осенью в аптеках начинается рост, который стабилизируется зимой и идет на спад весной. При этом кривая динамики в 2019 году практически аналогична кривой 2018 года (рис. 2—3) как в натуральном, так и в стоимостном выражении. С той лишь разницей, что в 2019 году каждый сезон продемонстрировал рост по сравнению с аналогичным сезоном 2018 года.

В натуральном выражении каждый сезон 2019 года превзошел аналогичный 2018 года на 5—6%, а в стоимостном выражении — на 9—10%. Превосходство динамики в стоимостном выражении над аналогичным показателем в натуральном выражении происходит по двум причинам. Во-первых, растут цены на уже находящиеся в обращении препараты. Во-вторых, с рынка уходят препараты дешевых ценовых сегментов, а вновь появляющиеся препараты чаще всего дороже.

Разница между БАД и лекарствами

Но не все так однородно на рынке, где обращаются тысячи препаратов сотен АТХ-групп (3 уровня), а также БАД. Если кривая динамики аптечных продаж БАД в стоимостном выражении очень похожа на общую динамику аптечных продаж (рис. 4), то в натуральном выражении в 2018—2019 годах динамика роста отсутствует. Лето остается плохим сезоном, но показатели в 2019 году практически не отличались от показателей 2018 года (рис. 5).

Если сопоставить динамику сезонов 2019 года с сезонами 2018 года в стоимостном выражении (рис. 6) с аналогичной в натуральном выражении, то можно сделать вывод о росте цен, который позволил показать динамику в рублях даже несмотря на низкие показатели по количеству упаковок.

После летнего затишья осенью 2019 ...

Для чтения статей необходимо авторизоваться
Вам необходимо войти в свой аккаунт, либо зарегистрировать новый.
Войти

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.