Я в тебя верю

Франчайзинг на аптечном рынке: самообман или перспективный инструмент?

11.12.2018
Выездное заседание Российской ассоциации фармацевтического маркетинга (РАФМ), прошедшее в рамках выставки «Аптека-2018», было посвящено франчайзингу в фарме. Участники обсуждения попытались проанализировать существующие модели фармацевтического франчайзинга и пришли к общему мнению: классический вид этого инструмента в принципе возможен, но перспективен все-таки нестандартный подход.

Классика жанра

Как отметил модератор дискуссии — главный редактор газеты, сайта и телевидения «Фармацевтический вестник», сопредседатель Координационного совета РАФМ Герман Иноземцев, франчайзинг в фармацевтической рознице развивается, но проявляется не так ярко, как другие тренды: консолидация, прямые договоры с производителями, собственные торговые марки (СТМ) и др. Возможно, причина в том, что для фармы это не самый удачный инструмент.

Как бы то ни было, по словам зам. генерального директора AlphaRM Татьяны Литвиновой, франчайзинг на сегодняшний день предлагают 12 аптечных сетей, входящих в ТОР100 крупнейших в стране. Показатели франчайзеров достаточно разные. Есть сети, объем продаж которых за 10 месяцев 2018 г. по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. вырос более чем на 60% («Советская аптека»), а есть те, что зафиксировали снижение более чем на 10% («36,6»). Правда, если сравнивать средний чек федеральной сети без франшизы и сети с франшизой, то у первого типа аптек показатель за 10 месяцев 2018 г. ниже: 367 руб. против 449 руб.

Доля франчайзи у сетей сильно различается. В частности, лидерами здесь являются «Имплозия» и «Эвалар», у которых точки, работающие по франшизе, составляют 23 и 22% соответственно. У сети «Фармакопейка. Твой доктор» таких аптек 4%, у «Риглы» — 1%.

Франшизу в классическом понимании предоставляет, похоже, только «Ригла». По словам руководителя проекта франчайзинга сети «Ригла» Наталии Бузид, партнерам сети франшиза интересна получением готовой бизнес-модели, которая направлена на рост эффективности их бизнеса, «Ригле» это надо для повышения узнаваемости бренда, улучшения контрактных условий с производителем.

Франчайзи «Риглы» необходимо разместить фирменные вывески, перейти на программное обеспечение сети, ее стандартную ассортиментную матрицу, оплатить паушальный взнос. Роялти нет. География продажи франшизы ограничена теми регионами, где «Ригла» не представлена.

«Ригла» сопровождает бизнес-партнера. Например, ее франчайзи имеют те же самые программы лояльности для покупателей, что дает «Ригла»: выявлять потребности клиентов, формировать базы клиентов, контролировать предоставление скидок и, в конечном итоге, повышать товарооборот. Кроме того, франчайзер помогает в обучении персонала, предоставляет интернет-ресурс для бронирования лекарств в аптеках, участие в маркетинговых акциях и контрактах с производителями, контролирует соблюде...

Для чтения статей необходимо авторизоваться
Вам необходимо войти в свой аккаунт, либо зарегистрировать новый.
Войти

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.