Бескровная война за «голубую кровь»
«ФВ» продолжает рассказ об истории создания кровезаменителя перфторана — изобретения ученых из Института биофизики АН СССР (начало истории читайте в «ФВ» № 34 от 27 октября 2009 г.). Препарат показывал блестящие результаты, о чем свидетельствовали участники клинических испытаний, однако по институту поползли невнятные слухи о нелегальных испытаниях и невнятных их результатах, а на одного из исследователей перфторана — проф. Белоярцева было заведено уголовное дело. Не выдержав клеветы и предательства, Феликс Белоярцев покончил жизнь самоубийством. Но история «голубой крови» на этом не закончилась.
Последняя капля
После гибели Феликса Белоярцева, приказа Минздрава СССР от 25.10.85 о прекращении работ по испытаниям кровезаменителя, изъятия практически всех рабочих журналов какие-либо дальнейшие исследования по теме оказались… обескровлены. Однако именно эти, закончившиеся трагедией, события «развязали руки» ученым, надеявшимся поначалу спасти проект в кулуарной борьбе и, попросту говоря, предпочитавшим не выносить сор из избы. Теперь им было нечего терять, ибо и так все уже отобрали и запретили. Более того, причины самоубийства Белоярцева, конечно, «не дошли» до его противников — прокуратура и вовсе сочла смерть профессора косвенным доказательством его вины, — тогда как для друзей и единомышленников эта смерть стала немым укором и, возможно, последней каплей — «обет молчания» был нарушен. Началась невиданная ранее в Советском Союзе газетно-журнальная война, в которой, благодаря тому что perestroyka & glasnost уже стали международными понятиями, из-под казенных официальных строк начали выглядывать реальные образы живых людей — неоднозначные и противоречивые.
Впрочем, ученые ставили своей первоочередной задачей восстановить опороченную репутацию Белоярцева. Так, сначала Генрих Иваницкий направил письмо в Генеральную прокуратуру СССР, в котором говорил о «доведении до самоубийства», однако добился лишь обратной реакции.
***
Между тем... по указанию президента АН СССР Анатолия Александрова была создана комиссия, которую возглавил акад. Яков Колотыркин. В ее составе были директор Института трансплантологии и искусственных органов Валерий Шумаков, директор ИНЭОС Александр Фокин, зав. отделом гипербарической оксигенации Всесоюзного научного центра хирургии АМН СССР Сергей Ефуни.
Комиссия не находила тех вопиющих нарушений, на которых базировалась версия следователей и «кампания проверок и преследований». К...
Нет комментариев
Комментариев: 0