Франшиза: бизнес под копирку

22.02.2011

Само понятие франшизы дословно с французского переводится как «льгота» или «освобождение», однако в бизнесе оно используется двояко. Причем, если в договоре страхования это красивое слово означает, что часть ущерба не будет выплачиваться страховой компанией при наступлении страхового случая, то в иных отношениях между рыночными субъектами смысл франшизы будет совсем другой — коммерческая концессия.

Широта понятий

В случае, когда франшиза — это коммерческая концессия, одна сторона договора концессии (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определенный вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. В каком-то смысле происходит лицензирование бизнеса, но лицензия выдается не государством, а бизнес-организацией, предоставляя за определенную плату франчайзи право действовать от своего имени, использовать товарные знаки и/или бренды франчайзера.

Несмотря на то что законодательство о товарных знаках в разных странах отличается друг от друга, сегодня франчайзинг (т.е. бизнес по купле-продаже франшиз) является одним из наиболее распространенных в мире. Ярким примером тому может служить крупнейший франшизодатель в мире — компания «МакДоналдс», которая на 2010 г. в одном из ведущих мировых рейтингов брендов Interbrand занимает 6-ю позицию со стоимостью бренда в 33,5 млрд долл. США. Кстати, в TOP100 крупнейших компаний мира можно увидеть и других активных продавцов франшиз, таких как KFC, Zara и др.

Интересно, что с юридической точки зрения «франчайзинг» — понятие достаточно неясное, поэтому в практическом бизнесе под понятия  «франшиза»и «франчайзинг» может подпадать чрезвычайно широкий диапазон условий и значений.

По чужим правилам

Изначально франчайзинг — это не просто «аренда» товарного знака или коммерческого обозначения, а более многогранное слово и подразумевает специальный вид лицензирования, когда компания — владелец известной торговой марки предоставляет другой компании право ставить эту торговую марку на свою продукцию, но при этом получает право контроля за качеством продукции и другими процессами компании-франчайзи. Однако отсутствие четких юридических норм означает полною свободу договора, регламентирующего отношения между франчайзером и франчайзи, и содержание такого договора может быть чрезвычайно различно, начиная от минимума условий и заканчивая четким, чрезвычайно детальным описанием мельчайших подробностей использования товарного знака. В договоре могут быть прописаны и раз...

Для чтения статей необходимо авторизоваться
Вам необходимо войти в свой аккаунт, либо зарегистрировать новый.
Войти

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.