Фармпроизводители требуют назвать имена тех, кто занимается черной дистрибуцией

26 июня 2018

Оксана Баранова

6658

Обсуждение рынка «схематозов», который, по оценкам представителей аптечной розницы, зани­мает 15—20%, похоже, зашло в тупик. О том, что «переливы» товара во вторичную дистрибуцию существуют давно, знают все. Особенно гневно звучат речи добросовестных аптечных сетей. При этом ни у кого не поворачивается язык публично огласить имя хотя бы одной конкретной компании, которая не брезгует «схематозами». Игру в «мафию» долго под­­держивали и произво­дители, но терпение, похоже, лопнуло. Теперь они в категоричной форме требуют рассекретить «злодеев». Публичные обвинения без конкретных имен могут привести к дестабилизации ситуации на фармрынке.

Явки, пароли

Вице-президент по развитию бизнеса, маркетинга и продажам компании «Оболенское» Андрей Белашов лично занимается розыском «переливщиков» уже два года. После проведения ряда скрытых и открытых проверок в регионах России, г-н Белашов заявляет: претензий к своим партнерам у компании «Оболенское» нет. Точнее, был один неприятный инцидент с одним единственным партнером, который, впрочем, вовремя признал свою ошибку и на сумму рассекреченного «перелива» «Оболенское» дисконтировало ретро-бонусы.

«Все. На этом история закончилась», — разводит руками Андрей Белашов.

Но постоянное муссирование темы псевдодистрибуции давит на нервы производителю.

«Если вы с высокой трибуны заявили, что у вас есть конкретные данные об этих компаниях, почему вы не расскажете нам, производителям? Подайте заявление в прокуратуру, сделайте что-нибудь! Я всех призываю: либо давайте прекратим разговоры, либо давайте все вместе мобилизуем свои силы и просто «замочим» этих злодеев», — заявил г-н Белашов, выступая в ходе третьей конференции серии «PROекции Будущего»: «Маркировка лекарств: эффективное участие по всей цепочке», которая прошла в Калининграде.

Эксперты отмечают: стандартная схема работы аптеки с производителями и дистрибьюторами в последнее время сильно изменилась. Лодку раскачали не только аптеки, но и производители, которые давят планами продаж, вынуждая аптеки подписываться на большие приросты. Получая в свои руки бюджет, сети перераспределяют товар во вторичную дистрибуцию.

Как честно признает генеральный директор «ПроАптека» Евгений Коротков, обсуждение планов — это самый неприятный момент переговоров с производителями.

«Нам говорят, что на 60% расти нормально, но мы понимаем емкость каждой товарной категории, понимаем, что, на самом деле, падаем, но нам говорят: другие-то могут. Эти могут и вот эти. Растут на 40—60%», — уклончиво ответил на вопрос Андрея Белашова г-н Коротков. Кто скрывается за личиной «эти и вот эти», он отвечать отказался.

И будет счастье

Причина, почему АС не могут назвать конкретные имена, проста. Как отметил директор Центра экономики и управления в здравоохранении Московской школы управления «Сколково» Юрий Крестинский, есть ряд юридических проблем. Распознать схему «перелива» возможно по косвенным признакам, когда продукция попадает во вторичный оборот. Но четкого понимания, какая конкретно продукция какого конкретного производителя «льется», нет.

«Либо нужна сквозная проверка, а сделать это можно только с согласия администрации АС, либо нужны инструменты аудита или инструмент маркировки. Но просто взять кого-то за шкирку и заставить открыть всю свою документацию невозможно. На это нет правовых полномочий», — пояснил Юрий Крестинский.

На маркировку бизнес возлагает большие надежды. Эксперты предполагают, что вторичным дистрибьюторам придется покинуть рынок, поджав хвост. Впрочем, управляющий партнер компании «Проектирование систем управления» Павел Лисовский предостерегает от разочарований.

«Тот, кто надеется, что схемы «переливов» уйдут, должен понимать: да, они уйдут, но, поверьте, есть другие не менее интересные и доходные способы законного отъема денег у фармпроизводителей. Возможно, они будут дороже и труднореализуемы. Но серые схемы останутся. Это пока норма рынка», — заявил эксперт.

Решить проблему «переливов» во вторичную дистрибуцию, «не дожидаясь перитонита», на сегодняшний день реально с помощью посерийного контроля. Практика компании «Оболенское» — одна серия — один поставщик.

«Сегодня я могу отследить, если возникает проблема, куда моя серия попала», — поясняет Андрей Белашов и, несмотря на всю тонкость темы, настаивает на взвешенной оценке происходящего.

«Понимаете, я не люблю говорить о вещах, основанных на предположениях. Меня учили высказывать мнение, основанное на знаниях. Если у нас нет знаний, давайте предположения обсуждать в кулуарах», — бросил вызов коллегам Андрей Белашов.

Следующий ход за теми, кто в своей ежедневной работе сталкивается с «переливщиками». Последует ли в ближайшее время череда громких разоблачений, зависит только от них.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь