Монопольный мир хуже конкурентной войны

26.06.2013

Сегодня конкуренция на российском фармацевтическом рынке недостаточно развита, ситуацию сможет переломить только  государство, считают эксперты. Для развития здоровой конкуренции необходимо добиться порядка на рынке госзакупок и ввести понятие взаимозаменяемости лекарственных препаратов, уверены они.

Лекарства — крайне специфический, высокозначимый для потребителей товар. Он принципиально отличается от другой продукции народного потребления, в частности тем, что конкуренция производителей в традиционном смысле невозможна. Во всем мире рынки лекарств «квазиконкурентные», в той или иной степени контролируются государством. Помимо этого фармкомпании активно лоббируют свои интересы, в т.ч. на законодательном уровне, что в ряде случаев тоже служит серьезным барьером развития конкуренции.

«Если населению скажут, что «этот препарат спасает», оно купит его в любом случае, тут нет ценовой эластичности. Сколько бы лекарство ни стоило, за него заплатят, если сказать, что оно спасает жизни, поэтому некоторые вещи здесь надо очень жестко контролировать», — рассказала «ФВ» директор Института экономики здравоохранения НИУ-ВШЭ Лариса Попович.

В России конкуренция фармпроизводителей недостаточно развита даже по мировым меркам. Оригинальные и инновационные лекарства чаще всего не соперничают друг с другом, на рынке дженериков также наблюдаются проблемы с конкуренцией. Это тем более странно, что в России самое большое в мире количество зарегистрированных лекарств — почти 21 тыс. позиций.

Ситуацию можно объяснить тем, что Россия относительно недавно, по сравнению с другими экономически развитыми странами, начала жить в рыночных отношениях, рассказал «ФВ» генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП) Виктор Дмитриев: «Перед нами стояла задача за короткое время создать цивилизованный фармрынок со здоровой конкуренцией, который другие страны выстраивали десятилетиями».

Пестрая картина конкуренции

Основная конкурентная борьба на отечественном фармрынке сосредоточена вокруг дженериков. Сегодня лекарственные препараты этого типа составляют большую часть фармрынка любой развитой страны мира. В России в денежном выражении доминируют оригинальные препараты, на них совокупно приходится до 40% рынка, дженерики занимают лишь примерно 23%. Примечательно, что даже после завершения сроков патентной защиты в ряде случаев на нашем рынке продажи оригинальных препаратов не падают или меняются незначительно....

Для чтения статей необходимо авторизоваться
Вам необходимо войти в свой аккаунт, либо зарегистрировать новый.
Войти

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.