НАСЛЕДИЕ: Волшебное снадобье девяти превращений
Как бы ни были удивительны и экстравагантны приключения барона Мюнхгаузена, превзойти чудеса, преподносимые нам природой, невозможно. По крайней мере, повторять эксперимент с вишневой косточкой, для того чтобы на оленьих рогах распустились цветы, необязательно: на Дальнем Востоке пятнистого оленя и так называют «хуа-лу» — «олень-цветок».
Термин «лекарственные животные» (ЛЖ) известен менее, чем «лекарственные растения», но человечество в свою пользу эмпирически обратило не только деревья, кустарники и травы, но и разных представителей фауны. Свидетельство тому — множество разных источников, например «Канон врачебной науки» Авиценны. «Сводная фармакопея» китайского врача Ли Ши-чжэня (конец XVI в.) завершила ряд китайских фармакопей, открытый еще «Фармацевтическим каноном» примерно 5 тыс. лет назад. Так вот, из 52 книг «Сводной фармакопеи» 26 посвящены лекарственным растениям и девять — лекарственным животным. В одной только 52-й книге приведено около 50 видов таких животных, в т.ч. лев, тигр, слон, носорог, як, морская корова, кабан, пятнистый олень и др.
В китайских источниках 2-й половины ХХ в. приводится более 100 видов ЛЖ, подразделенных на шесть типов и 13 классов. Еще больше животных относит к лекарственным вьетнамская традиционная медицина: наряду с пантами оленя и медвежьей желчью в списке много видов, распространенных в Индокитае. Но изучение ЛЖ по восточным методикам сложно, ведь их отличительная черта — многокомпонентность смесей.
Однако, если среди лекарственных растений жемчужиной признан женьшень, то среди лекарственных средств животного происхождения наиболее известными и популярными несомненно являются препараты на основе пантов (неокостенелых рогов молодых оленей — пятнистых, изюбрей, маралов). В уже упомянутой фармакопее Ли Ши-чжэнь посвятил пантам несколько страниц. Вообще пятнистый олень был своеобразной «фабрикой» лекарственных средств: как сырье для производства лекарств использовались олений роговой клей, зубы, кости, мясо, сало, костный и головной мозг, кровь, почки, желчь, сухожилия, кожа, молоко и даже первородный кал олененка (меконий).
Более всего в китайской медицине ценились молодые панты, однако использовались и старые, полностью окостенелые рога. Ли Ши-чжэнь называл множество «показаний к применению» пантов: для повышения жизненной силы, укрепления воли, мышц и костей, при общем истощении, ослаблении зрения и слуха, при ревматизме, остеомиелите, маточных кровотечениях, сперматорее и пр. Лекарство из пантов, по с...
Нет комментариев
Комментариев: 0