Нет пределов для сплочения
Российский фармрынок переживает самую серьезную волну консолидации аптечной розницы
Не успел начаться 2016 г., как стало известно о новых приобретениях «Радуги». По информации «ФВ», в группу вошли иркутская сеть «Авиценна», сеть государственных аптек Красноярска «Губернские аптеки», «Инфо-Медика» (группа аптек «Ларец здоровья», Новосибирск) и аптечная сеть г. Сочи «Фармада». О планах объединения объявили «Твой доктор» и «Фармакопейка».
Как долго может продолжаться процесс консолидации и останутся ли в итоге в стране одиночные аптеки? Какой вид объединения перспективнее — федеральное или региональное?
Председатель Ассоциации аптечного менеджмента и маркетинга Гарик ТАДЕВОСЯН:
— Место одиночным аптекам всегда есть. За редким исключением, в основе лояльности населения аптекам лежат два фактора — цена и расположение. Аптеки, соответствующие этому критерию, останутся. Если под аптечными сетями подразумевать количество аптек 3+, то предельный уровень сетевого сегмента — около 90—95%. К тому же не стоит забывать о маркетинговых объединениях типа АСНА как форме консолидации одиночных аптек.
Вопрос о виде объединения я считаю неправильным. Нет более перспективной стратегии, есть разный подход к развитию бизнеса. Так, сеть «36,6» стремится обеспечить себе доминирующее положение в определенном регионе. И если она и пойдет в другие субъекты РФ, то только в те, где, как и в Москве, можно будет достичь такой же доли рынка. И наличие или отсутствие дистрибьютора тут не при чем. Та же «Ригла» неактивно пользуется возможностями «Протека», особенно в регионах. К тому же не забывайте, что и у «36,6» есть возможности работать с регионами (покупка «Ориолы»).
Директор по развитию в RNC Pharma Николай БЕСПАЛОВ:
— По итогам 2015 г. на долю аптечных сетей, по нашим оценкам, приходилось порядка 81% р...
Нет комментариев
Комментариев: 0