Доставка лекарств с помощью беспилотников может стать реальностью

13 февраля 2018

Сергей Рякин

1874

Накануне второго чтения законопроекта о дистанционной продаже лекарств продолжаются жаркие дискуссии о том, кто будет доставлять их пациенту. Будет это дипломированный фармацевт, который сможет просветить в вопросах приема ЛП, или можно обойтись услугами курьера без специального образования? Пока ведутся эти споры, есть идея, которая уже витает в воздухе в прямом смысле слова. Первые проекты по доставке медикаментов с помощью дронов реализуются за рубежом. Россия выпускает аналогичные разработки, но их будущее пока под вопросом.

Полет шмеля

Беспилотный летательный аппарат (БЛА), или дрон (в переводе с английского — «трутень»), внешне действительно напоминает насекомое, да еще и отличается специфичным жужжанием. Но не стоит ассоциировать этих «трутней» с лентяями-дармоедами — скорее уж уместны параллели с трудягами пчелками и шмелями.

Работы у дронов предостаточно — они используются на военной службе, занимаются сбором информации, фотографируют и ведут видеорепортажи, делают мониторинг технических сооружений, доставляют грузы. А в свободное время всецело предаются отдыху — например, участвуют в соревнованиях и конкурсах под пристальным присмотром своих разработчиков.

Дроны уже стали реальностью, в том числе и в сфере здравоохранения. В конце прошлого года «ФВ» рассказывал, как беспилотники помогают при чрезвычайных ситуациях («Дрон вызывали?», «ФВ» № 34 (905) от 24 октября 2017 г.). Заслуживает внимания и проект, который реализуется в Швейцарии, по доставке беспилотниками медикаментов и лабораторных проб в больницы.

Улетел, но обещал

Доставка лекарств в экстренных случаях оправдана и даже необходима, считает руководитель школы дронов Московского авиационного института Кирилл Щукин. «Конечно, мы не говорим о доставке, скажем, «простых» таблеток, типа Цитрамона, — уточнил он. — Речь идет о серьезных и дорогостоящих лекарствах, которые бывает жизненно необходимо доставить в кратчайшие сроки». По его словам, технически оснастить подобную систему можно в сжатые временные рамки, а возможный переносимый вес может составить 0,1—5 кг.

«Потенциальный спрос на данную услугу еще предстоит изучить, но своевременная доставка срочных лекарств в некоторых случаях могла бы спасти жизнь человеку», — подчеркнул собеседник «ФВ». И все же, если говорить о более развитой системе срочной доставки мелких посылок и грузов дронами, то в данный момент законодательство еще не готово к такой процедуре, считает эксперт. Необходимо оценить количество подобных «воздушных курьеров» и наладить сертификацию. Кроме того, необходим центр управления, который следил бы за полетами.

Проекты, подобные швейцарскому, технически могут быть реализованы и в России, рассказал «ФВ» президент Ассоциации малых беспилотников, генеральный директор компании «Коптер Экспресс» Олег Понфиленок. Однако, чтобы система заработала, нужны законодательная база и экономические основания.

«Сегодня это уже возможно, но затраты на такой способ доставки значительно выше, чем при традиционных способах, — отметил эксперт. — А чтобы существенно снизить себестоимость, выстроить систему доставки в рамках большого города, потребуются инвестиции в несколько сотен миллионов рублей. Причем это высокорис­кованные венчурные инвестиции». Частный бизнес вряд ли будет платить, предположил он, поскольку, пробивая дорогу себе, первопроходцы автоматически будут выполнять работу и за своих будущих конкурентов. Государство же без четкого законодательного регулирования деньги тоже не выделит.

У фармацевтических дистрибьюторов и логистов разговоры о будущем нашествии беспилотников пока вызывают лишь снисходительную улыбку. Как минимум в ближайшие 10 лет опасности для них эта идея не несет, считает коммерческий директор «Доминанта-Сервис» Игорь Столин. В больших городах переизбыток аптек, и даже в отсутствие закона о дистанционной торговле забронировать лекарство в интернете и забрать его в ближайшей аптеке можно уже сегодня, причем это не займет много времени. Что же касается отдаленных территорий, доставлять лекарства дронами там тоже никто не будет — нет законодательной основы, да и слишком все дорого и сложно, объяснил эксперт.

И все-таки пройдет 10, 20 или 30 лет, а от будущего не уйти. Можно не сомневаться, что беспилотники дождутся своего часа.

Нет комментариев

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь