От перемены мест слагаемых сумма — меняется
Своими представлениями о развитии аптечного рынка Санкт-Петербурга с читателями “ФВ” в очередной раз делится генеральный директор маркетинговой компании DENIS Pharm Group канд. мед. наук Александр ФРИДМАН. После трехлетнего отслеживания ситуации в данном секторе автор приходит к интересным, хотя и не бесспорным выводам относительно дальнейших тенденций ее развития.
Количество аптечных учреждений (АУ) в Северной столице падает с каждым годом. И это неудивительно, поскольку плотность аптек настолько велика, что в одном доме могут быть две, а то и три аптеки различных сетей. На 30 декабря 2007 г. в Санкт-Петербурге работало 943 АУ, на 8,6% меньше, чем в 2006 г. (1032) (рис. 1). “Естественная убыль” составила 89 предприятий, что более чем в 2,5 раза превышает прошлогодний показатель. Все это дополнительно способствует значительному росту сетевых АУ, которые на сегодняшний день составляют практически 78% общего числа розничных аптечных предприятий (в 2005 г. — 55%, в 2006 г. — 70%).
Ввиду продолжающегося отсутствия четкой принятой классификации аптечных сетей мы, как и всегда, воспользуемся собственной интерпретацией. Аптечная сеть — группа аптечных учреждений (не менее трех точек), объединенных между собой единым брендом (названием) и руководством. Исходя из этого, разделим все АУ на три группы:
— крупные сети (более 20 аптечных учреждений),
— средние сети (от 10 до 20 аптечных учреждений),
— мелкие сети (менее 10 аптечных учреждений).
Мы рождены, чтоб сказку
сделать былью
Как мы и прогнозировали (впрочем, наши прогнозы в этом совпадают с прогнозами крупнейших аналитических компаний), доля сетевых АУ показывает постоянную положительную динамику роста. Крупные аптечные сети занимают практически 70% всего сетевого аптечного рынка и 54% всего розничного рынка Санкт-Петербурга (33% — в 2005 г. и 45,5% — в 2006 г.).
Вот уже несколько лет первую строчку в рейтинге крупных аптечных сетей занимает сеть “Фармакор” со 160 аптеками только в Санкт-Петербурге (табл. 1). В соответствии с анонсированным планом компании развитие розничного направления приобрело в 2007 г. региональный вектор. Рост количества аптек в Санкт-Петербурге по сравнению с 2006 г. (154 точки) составил только 6 аптек. Однако необходимо отметить более чем стремительный рост присутствия “Фармакора” в регионах. Если в 2006 г. это были Псковская область и Республика Карелия,...
Нет комментариев
Комментариев: 0