Откуковала кехе кукаакы

12.04.2011

В середине прошлого века в Якутии возникла реальная угроза вымирания коренного населения — настолько неблагоприятна была эпидемиологическая ситуация по туберкулезу. Болезнь эта не побеждена до конца и сегодня, хотя работа Якутского института туберкулеза и местного практического здравоохранения позволила за 60 лет снизить показатель заболеваемости в 22 раза, болезненности — в 380 раз, смертности — в 13. Показатели же распространенности и смертности от туберкулеза — ниже среднероссийских данных.


Весьма здоровый народец

Данные впечатляют. Так что же все-таки произошло с якутским туземным населением  менее чем за два столетия? Вопрос закономерен, потому что в конце 1760-х гг. якутов описывали так: «Болезням по натуре почти никаким не подвержены, разве по случаю удара и тому подобных припадков. Впрочем, весьма здоровы, легки и проворны и из них очень мало в молодых летах умирают, кроме оспенной болезни, которую они называют поветрием, ибо прежде населения межи русских сия болезнь им не была знакома». Видимо, крепости якутов способст­вовало активное потребление здоровой пищи — кумыса, спасавшего благодаря содержанию в нем витамина С от той же цинги.

Якутские служилые люди сообщали, что представители как муж­ского, так и женского пола живут до глубокой старости и «до конца оной к верховой езде способны». Якуты очень боялись больных оспой, уходили подальше от очага болезни, оставляя страдальцу в юрте минимальный запас пищи. Юрты, где кто-либо умер от этой болезни, больше не использовались для жилья.

Даже в начале ХХ в. основными врачевателями якутского туземного населения оставались шаманы, о которых сохранилось немало записей разного времени, по крайней мере с XVIII в., когда из столицы стали рассылать опросники с целью собрать сведения о народах Российской империи. Исключительной выразительностью отличались ответы русских служилых людей в части описания шаманских чудес. Авторы-очевидцы с подлинным чувством страха и искренней верой в силу шаманского волшебства детально рассказывали, как «омрача людей» шаман прокалывает себя пальмой или ножом, и констатировали, что «вмешательст­во во дьявольские шаманские силы не остается втуне для больных, но напротив, по суеверству их сбывается». «Анкетирование» позволило узнать и о вере в чудесные свойст­ва камня сата (безоарова камня), и о «превращении пола» у чукчей и коряков. Причем очевидно, что сомнений в практической возможности «мужеска полу через волшебство» обратиться «в женской» у отве...

Для чтения статей необходимо авторизоваться
Вам необходимо войти в свой аккаунт, либо зарегистрировать новый.
Войти

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.