Перемен, мы ждем перемен
Эксперты о сложившейся ситуации и грядущих изменениях на мировом фармрынке
Когда речь заходит об отрасли, в которой маржа выше, чем в любой другой, которой приходится платить многомиллиардные штрафы за недобросовестную практику и злоупотребления и которая помимо всего прочего получает в свой адрес многочисленные обвинения в сговорах и нарушениях ценовой политики, в первую очередь в голову приходит банковская сфера. Но эта догадка неверна.
Прибыль или нажива?
На самом деле речь идет о фармотрасли. Действительно, маржа в фармотрасли выше, чем в каком-либо другом секторе, но эта отрасль разрабатывает и производит лекарственные препараты, которые спасают миллионы жизней и облегчают человеческие страдания, а не только получает прибыль ради прибыли (рис. 1).
Фармацевтические компании разработали огромное количество лекарств и получают изрядную прибыль, при этом не всегда законными методами.
В 2013 г. маржа крупнейшей в мире по продажам рецептурных лекарственных средств фармкомпании Pfizer (США) составила 42%. По словам одного из ветеранов рынка, он не может объяснить, откуда берутся такие показатели.
Например, в 2013 г. в Великобритании бурное негодование вызвал прогноз отраслевого регулятора о росте маржи энергетических компаний с 4 до 8%.
Для сравнения — в 2013 г. маржа пяти фармацевтических компаний (Pfizer, Roche, AbbVie, GlaxoSmithKline и Eli Lilly) составила 20% и выше.
Этому есть объяснение, а именно — высокая цена некоторых препаратов, в результате стоимость полного курса терапии может превышать 100 тыс. долл.
В 2013 г. 100 ведущих мировых онкологов выступили с открытым письмом на страницах журнала Blood с требованием снижения цен на ряд дорогостоящих противоопухолевых препаратов.
Один из подписавших это письмо — директор Института онкологии Орегонского университета здоровья и науки д-р Брайан Друкер задается вопросом, где та грань между разумной прибылью и наживой, которую зачастую переходят производители лекарств.
Фармкомпании оправдывают высокие цены дороговизной научно-исследовательской деятельности (R&D) и высоким риском. На самом деле в среднем только три из десяти разработок приносят прибыль, из которых всего один новый препарат может стать блокбастером с ежегодным объемом продаж свыше 1 млрд долл. Многие разработки даже не доходят до рынка.
Но крупнейшие мировые фармкомпании тратят больше (иногда вдвое) на маркетинг своей продукции, нежели ...
Нет комментариев
Комментариев: 0