Пороги Приангарья

14.08.2012

 

Розничный фармрынок Иркутской области сформировался еще в 1990-е гг. по принципу самодостаточности: сильные местные игроки не пускают сюда крупных межрегиональных сетевиков. Сегодня участников иркутского рынка более других проблем тревожат низкая рентабельность и кадровый голод. Как местные фармритейлеры справляются с этими вызовами, попытался выяснить корреспондент «ФВ» Станислав Казаченко.

По данным ТУ Росздравнадзора, по состоянию на 25.06.2012 г.  в Иркутской области действует 261 юридическое лицо, из которых 220 — частные организации, 40 — муниципальные и одно предприятие, находящееся в областной собственности. В общей сложности на территории области оперируют 934 точки фармрозницы: 512 аптек, 361 аптечный пункт и 61 аптечный киоск. Большинство игроков местного рынка (149 компаний) представляют собой одиночные аптеки или фармпредприятия, в структуру которых входит две розничные точки.

«Крупные сети сконцентрированы в больших городах, таких как Иркутск, Братск или Ангарск. У нас много небольших населенных пунктов, где компании не могут себе позволить открыть больше одной-двух аптек. Но конкуренция между большими и малыми сетями здоровая», — отмечает руководитель Управления организации фармдеятельности и обеспечения медицинской техникой Минздрава Иркутской области Анна Белолапоткова.

Глава региональной фармассоциации Наталья Федоренко в свою очередь полагает, что небольшие сети чувствуют себя на рынке спокойнее: в текущем году организации, платящие ЕНВД, попали в льготный перечень и отчисляют 20% доходов, а находящиеся на общей системе налогообложения — 30%.

Рентабельность фармритейла, по замерам местных игроков, составляет 1,5—3,5%. В числе причин этого — жесткое регулирование ЖНВЛС, с одной стороны, и «завышенные» расходы на персонал и аренду — с другой. «Выпадение» доходов иркутские сети компенсируют с помощью различных механизмов. Одни делают упор на косметику и парафармацевтику, другие сокращают площади, сдавая освободившиеся помещения в аренду либо открывая на них, например, салоны оптики. Компания «Авиценна» и вовсе начала строительство жилых домов силами аффилированой организации «Авиценна-строй».

Однако в целом, несмотря на сложности, серьезные игроки из фармбизнеса пока не уходят, говорят в ассоциации.

Каждому городу — по сетке

Одной из особенностей местного рынка является точечная концентрация. Площадь области составляет почти 770 тыс. км2 при населении менее 2,5 млн человек. ...

Для чтения статей необходимо авторизоваться
Вам необходимо войти в свой аккаунт, либо зарегистрировать новый.
Войти

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.