Пороги Приангарья
Розничный фармрынок Иркутской области сформировался еще в 1990-е гг. по принципу самодостаточности: сильные местные игроки не пускают сюда крупных межрегиональных сетевиков. Сегодня участников иркутского рынка более других проблем тревожат низкая рентабельность и кадровый голод. Как местные фармритейлеры справляются с этими вызовами, попытался выяснить корреспондент «ФВ» Станислав Казаченко.
По данным ТУ Росздравнадзора, по состоянию на 25.06.2012 г. в Иркутской области действует 261 юридическое лицо, из которых 220 — частные организации, 40 — муниципальные и одно предприятие, находящееся в областной собственности. В общей сложности на территории области оперируют 934 точки фармрозницы: 512 аптек, 361 аптечный пункт и 61 аптечный киоск. Большинство игроков местного рынка (149 компаний) представляют собой одиночные аптеки или фармпредприятия, в структуру которых входит две розничные точки.
«Крупные сети сконцентрированы в больших городах, таких как Иркутск, Братск или Ангарск. У нас много небольших населенных пунктов, где компании не могут себе позволить открыть больше одной-двух аптек. Но конкуренция между большими и малыми сетями здоровая», — отмечает руководитель Управления организации фармдеятельности и обеспечения медицинской техникой Минздрава Иркутской области Анна Белолапоткова.
Глава региональной фармассоциации Наталья Федоренко в свою очередь полагает, что небольшие сети чувствуют себя на рынке спокойнее: в текущем году организации, платящие ЕНВД, попали в льготный перечень и отчисляют 20% доходов, а находящиеся на общей системе налогообложения — 30%.
Рентабельность фармритейла, по замерам местных игроков, составляет 1,5—3,5%. В числе причин этого — жесткое регулирование ЖНВЛС, с одной стороны, и «завышенные» расходы на персонал и аренду — с другой. «Выпадение» доходов иркутские сети компенсируют с помощью различных механизмов. Одни делают упор на косметику и парафармацевтику, другие сокращают площади, сдавая освободившиеся помещения в аренду либо открывая на них, например, салоны оптики. Компания «Авиценна» и вовсе начала строительство жилых домов силами аффилированой организации «Авиценна-строй».
Однако в целом, несмотря на сложности, серьезные игроки из фармбизнеса пока не уходят, говорят в ассоциации.
Каждому городу — по сетке
Одной из особенностей местного рынка является точечная концентрация. Площадь области составляет почти 770 тыс. км2 при населении менее 2,5 млн человек. ...
Нет комментариев
Комментариев: 0