Принципы формирования бюджета
Учет расходов и доходов и эффективное управление имеющимися денежными средствами лежат в основе любого управленческого процесса. Люди поняли это уже давно, и не случайно бухгалтерия и финансовый менеджмент относятся к одной из древнейших наук — они появились еще полторы тысячи лет назад.
Кошель с деньгами и его виды
Такое понятие, как бюджет, пришло к нам из старонормандского языка и первоначально означало «кошель, сумка или кожаный мешок с деньгами», однако сегодня это слово означает схему доходов и расходов определенного лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т.д.), установленную на определенный период времени, чаще всего на один год. На практике при употреблении слова «бюджет» подразумевается как денежный фонд, находящийся в управлении, так и документ, определяющий порядок его образования и использования.
Существует несколько подходов к классификации бюджетов, в частности они могут делиться по срокам, структуре, возможности изменений и т.д. С этой точки зрения выделяют бюджеты:
• долгосрочные и краткосрочные;
• постатейные;
• бюджеты с временным периодом;
• гибкие и статические;
• преемственные;
• бюджеты с нулевым уровнем и т.д.
Рассматривая бюджет с управленческой точки зрения, можно выделить два основных вида бюджета: операционный и финансовый.
Операционный бюджет нужен прежде всего для повседневного, текущего управления предприятием и включает в себя бюджет доходов и расходов, базой для разработки которого являются следующие бюджеты: бюджет производства, бюджет продажи продукции, прочих доходов, затрат на материалы и энергию, бюджет оплаты труда, амортизационных отчислений, общехозяйственных и общепроизводственных расходов, бюджет расходов по налогам (в зависимости от вида налога может включаться в общехозяйственные расходы).
Финансовый бюджет состоит из бюджета движения денежных средств и прогнозного баланса активов и пассивов, состоящего из трех главных финансовых документов любого предприятия:
1. Прогноз отчета о прибылях и убытках.
2. Прогноз отчета о движении денежных средств.
3. Прогноз бухгалтерского баланса.
Отдельно стоит выделить такое понятие, как основной бюджет (от англ. master budget), который охватывает все стороны деятельности предприятия и сводит воедино все прочие бюджеты.
Типовую схему составления основного бюджета можно представить...
Нет комментариев
Комментариев: 0