Рецепт пошаговой доступности
Антимонопольное ведомство предлагает комплекс мер по снижению цен на ЛП
ФАС обнародовала результаты масштабного исследования российского фармрынка. Основной вывод неутешителен: в России ЛП необоснованно дороги по сравнению с другими странами, а зачастую и физически недоступны для потребителя. Спектр предлагаемых ведомством мер достаточно широк — от введения лекарственного страхования до использования практики принудительного лицензирования. Будут ли приниматься законодательные решения по итогам проделанной работы, пока не ясно.
В январе 2013 г. первый зам. председателя Правительства РФ Игорь Шувалов дал поручение ФАС, Федеральной службе по тарифам, Минздраву, Минэкономразвития, Росстату и субъектам Федерации провести оценку доступности лекарственных препаратов на основе анализа потребительских цен и порядка ценообразования. ФАС вызвалась подготовить соответствующий доклад и в конце февраля 2014 г. презентовала его широкой общественности. Теперь документ должен быть рассмотрен на правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства, возглавляемой Игорем Шуваловым.
Далеко и дорого
ФАС и другие ведомства рассматривали не только ценовой аспект. В России очень низка физическая доступность ЛП для населения. Во-первых, не соответствует потребности численность фармточек в сельских и отдаленных районах страны. Согласно анализу антимонопольного органа, в 2011 г. в среднем по Российской Федерации на одну аптеку приходился 3751 житель. Во-вторых, распространены факты недоступности отдельных ассортиментных позиций. По данным Росздравнадзора, в августе 2013 г. в среднем в каждом субъекте РФ в амбулаторном сегменте отсутствовало 48,6% ЖНВЛП (от общего количества МНН, отнесенных к данной категории препаратов). Одна из причин «беднеющего» ассортимента — вымывание лекарственных препаратов низкой ценовой категории, не способных обеспечить достаточный уровень прибыли в силу минимальной наценки на них.
Для решения проблемы малочисленности сельских аптек, по мнению ведомства, достаточно административных мер: государственных и муниципальных преференций, в т.ч. льготной и долгосрочной аренды помещений, снижения налоговой нагрузки для таких учреждений.
Что касается цен, то здесь все сложнее. ФАС проанализировала стоимость трех групп препаратов. Первая — монопольные дорогостоящие ЛП. Сюда попали препараты, не имеющие аналогов, в т.ч. закупаемые в рамках программы «Семь нозологий», а также ЛП для лечения ВИЧ и гепатита С и В, туберкулеза. Вторая — наиболее часто приобретаемые населением ...
Нет комментариев
Комментариев: 0