Что означает новая мера господдержки российских производителей стентов и катетеров

16 января 2018

Андрей Мясов

2045

Еще один нормативный документ, создающий преференции при государственных закупках отечественным производителям узкой группы медицинских изделий, вышел в свет в начале декабря 2017 г. Под неутихающие дискуссии о пользе и вреде механизма «третий лишний» вступил в действие «второй лишний», сузив госпитальный сектор рынка для зарубежных производителей еще больше. Что это может означать для участников рынка и для пользователей продукции, читайте в данном материале.

Второй лишний

Правительство РФ определило ограничения и условия допуска металлических непокрытых стентов для коронарных артерий, стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственное средство (в том числе с нерассасывающимся и с рассасывающимся полимерным покрытием), стандартных баллонных катетеров для коронарной ангиопластики, аспирационных катетеров для эмболэктомии (тромбэктомии), происходящих из иностранных государств, для закупок для государственных и муниципальных нужд. Соответствующее постановление № 1469 от 04.12.2017 подписал премьер-министр Дмитрий Медведев.

В частности, устанавливается, что все заявки, содержащие предложения о поставке коронарных стентов и катетеров иностранного производства, будут отклоняться при условии подачи хотя бы одной заявки от российского производителя коронарных стентов и катетеров.

Принятие этого документа будет способствовать созданию технологических и экономических преимуществ в целях дальнейшего развития российского производства таких медицинских изделий, считают в правительстве. Критики постановления утверждают, что в условиях искусственного ограничения конкуренции с лучшими зарубежными производителями устранится и мотивация для постоянного совершенствования качества и технологии производства в России.

Но все технологически развитые государства защищают интересы собственного производителя перед экспансией на национальный рынок зарубежных игроков.

К примеру, в Бразилии, чтобы получить преимущество в госзакупках, нужно, чтобы производство было расположено в стране, создавались рабочие места для местного населения и было содействие технологическому развитию, — и даже если такой локальный производитель предложит цену, на 25% превышающую цену конкурента без производства в стране, преимущество все равно будет на его стороне.

В США закупки осуществляются в соответствии с Buy American Act. Работает он так: если местный поставщик предложил не самую низкую цену, то покупатель прибавляет определенный процент к самой низкой цене. Обычно это от 6% для крупного бизнеса до 12% для малого и до 50% для закупок Министерства обороны. После этого заказчик определяет, какая же цена была наиболее выгодной.

В своем недавнем интервью «Ведомостям» главный внештатный специалист-кардиолог Москвы Елена Васильева так прокомментировала развитие ВМП в нашей стране и в Москве в частности: «Денег в целом, конечно, тратим больше, так и должно быть. Во всем мире вложения в медицину растут. Медицина — не та сфера, где нужно экономить».

Наше государство, поддерживая развитие отечественных производителей, тем не менее, открыто для сотрудничества. В том числе с иностранными компаниями, понимая, что дальнейшее развитие высокотехнологичной медпомощи невозможно без качественных и безопасных медизделий, которые зарекомендовали себя в мировой клинической практике и используются врачами в течение многих лет. В качестве примера такого партнерства может послужить российский производитель стентов и катетеров «Стентекс», который является совместным предприятием российской компании ГК «Ренова» и американской Medtronic, которая, являясь одним из мировых лидеров в производстве медизделий, отвечает за гарантированное качество и эффективность производимой в России продукции.

Принципиальные отличия

При производстве российской продукции, как правило, используются локализованные зарубежные технологии. Старший юрист экспертно-консультационного центра Института госзакупок Алексей Федотов поясняет: «На сегодняшний день, учитывая критическую ситуацию, по ряду направлений государство активно реализует политику импортозамещения. В данном конкретном случае — это стенты. Закупки — это один из инструментов регулирования рынка, который надо использовать в интересах государства».

Кто вышел в дамки

По данным QuintilesIMS, объем рынка медизделий для лечения хронической ишемической болезни сердца и острого коронарного синдрома за три квартала 2017 г. составил почти 5 млрд руб.; в 2016 г. — 8 млрд руб. И это при том, что еще в 2016 г. иностранные производители занимали более 90% рынка.

С января 2017 г. начал продажи «Стентекс», определенный распоряжением Правительства РФ № 855-р от 12.05.2015 единственным поставщиком медизделий в сегменте оказания помощи пациентам с острым коронарным синдромом (это примерно 50—60% всего рынка коронарных стентов и катетеров).

Помимо указанных выше инструментов существуют и другие форматы господдержки отечественных предприятий, например, выделение субсидий на развитие производственных мощностей, средств на НИОКР и пр. Сертификат о происхождении товара СТ-1 в том числе позволяет тому же «Стентексу» выходить на торги с преференциями по отношению к иностранным производителям — в рамках упомянутого выше постановления № 1469.

Власти, безусловно, заинтересованы в дальнейшем развитии здравоохранения и отечественной медицинской промышленности на должном уровне, что становится наиболее возможным также за счет ГЧП и частных инвестиций. И именно реализуемые правительством меры поддержки могут послужить важным инструментом для привлечения частного капитала в инфраструктуру здравоохранения, что позволит не только повысить качество производимой продукции и медицинской помощи, обеспечить большую независимость страны в условиях санкций, но и даст пусть небольшой, но рост российской экономики в текущих условиях.

Нет комментариев

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь