Три белых коня

Обзор динамики аптечного сегмента фармрынка РФ по итогам декабря 2016 г. — февраля 2017 г.

18.04.2017

Похоже, кроме описанной в фильме «Ирония судьбы» традиции перед Новым годом ходить в баню у нашего населения появилась и фармтрадиция. Каждый год в декабре население страны в едином порыве устремляется в аптеки, чтобы пополнить свои запасы лекарственных средств. Это происходит как накануне финансового кризиса, когда все ждут повышения цен, на пике кризиса, когда финансовое положение населения, казалось бы, требует ужесточить экономию, так и на выходе из кризиса. Что лежит в основе декабрьской волны спроса в аптеках — науке доподлинно не известно. А вот как декабрьская волна отражается на спросе в последующие два зимних месяца и какие группы препаратов взлетают в лидеры продаж на этой волне, попробуем разобраться.

Яйцо или курица

Если бы аптечные продажи распределялись равномерно, то на каждый месяц приходилось бы по 8,3% годовых продаж. Безусловно, это было бы возможно только на «сферическом фармрынке в вакууме». В реальной жизни потребление ЛС меняется в связи с появлением новых препаратов, уходом с рынка некоторых игроков, сезонным спросом и со множеством иных факторов. Учитывая климат нашей страны и летний период отпусков большинства населения, падение летнего спроса на ЛС в аптеках (рис. 1) легко понять. Понятен пик спроса как перед летним периодом (создаются запасы пациентами, страдающими хронической патологией), так и после него (пополняются запасы после периода отпусков). А вот чем объяснить пик спроса в декабре? При этом в стоимостном выражении пик даже выше, чем в натуральном. Самое распространенное объяснение — волна спроса рождается ожиданием роста цен. Но разобрать, что тут причина, а что следствие — задача непростая. Ведь возможны два сценария. Первый: начинается рост цен, и, видя это, население скупает ЛС «про запас». Второй: предвидя очередной декабрьский пик...

Для чтения статей необходимо авторизоваться
Вам необходимо войти в свой аккаунт, либо зарегистрировать новый.
Войти

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.