Удав в попугаях
Анализ эластичности спроса на препараты длительного применения
На январском заседании РАФМ возникла дискуссия о том, в каких единицах правильнее измерять рынок лекарственных средств. Сложилась интересная ситуация: в рублях рынок вырос, в долларах упал, в упаковках практически не изменился. Не обошлось без упоминания измерявших удава мультипликационных персонажей. Безусловно, можно оценивать рынок в параметрах, позволяющих подтвердить любую гипотезу. Ниже сформулировано, что следует считать рынком лекарственных препаратов и как он изменился за последние два года.
День терапии
Возьмем в качестве примера один класс препаратов — антидепрессанты (класс N06A по АТХ-классификации), которые, в основном, пациенты приобретают в аптеках за собственные деньги для длительной терапии хронического заболевания. Анализ других классов препаратов, применяемых разово или короткими курсами, может конечно же показать иные тенденции.
В классике маркетинга товаром считается то, что удовлетворяет потребность того или иного класса потребителей. Если он готов заплатить за этот товар или услугу — получаем платежеспособный спрос. Основные его параметры — количество потребителей и сумма, с которой они готовы расстаться, приобретая товар или оплачивая услугу. Применительно к рынку лекарственных препаратов, применяемых для лечения хронических заболеваний, количество потребителей — это пациенты, которым установлен диагноз и показано применение определенного класса препаратов. Часть из них обладают необходимым ресурсом для приобретения лекарства — получаем платежеспособный спрос. В итоге объем рынка определяется количеством пациентов и затраченными ими средствами.
Возникает соблазн поставить во главу угла мониторинга рынка упаковки препаратов, предполагая независимость этого показателя от флюктуаций курсов валют. Но не следует упускать из виду изменения популярности упаковок, рассчитанных на разное количество дней терапии. При переходе н...
Нет комментариев
Комментариев: 0