В режиме выжидания

Фармацевтической рознице нужны деньги для перемен

25.08.2015

После относительно бурных для аптечного рынка 2013—2014 гг. нынешнюю ситуацию можно считать затянувшимся штилем. И хотя, по оценкам экспертов RNC Pharma, доля сетей, входящих в ТОP15, выросла по итогам 1-го полугодия 2015 г. на 6%, в т.ч. за счет сделок M&A, темпы консолидации трудно назвать значительными. Тем не менее низкая рентабельность аптечных сетей позволяет их владельцам и экспертам говорить о неизбежности этого процесса. Вот только в условиях кризиса на рынке капитала не находится героев, способных возглавить его. А потому особый интерес вызывают те ухищрения, с помощью которых аптечный ритейл обходит денежный вопрос.

Летние катаклизмы

Непрекращающийся уже больше года обвал рубля, который сопровождается существенным падением реальных доходов населения, вымывает покупательский трафик из аптек. По оценкам Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики, рынок непродовольственных товаров продолжает пребывать в депрессивном состоянии. Эффект «летнего оптимизма» не распространился на непродуктовую розницу, для которой недостаточный платежеспособный спрос остается главным лимитирующим фактором торгового процесса.

Начало года для аптечных сетей стало одним из самых прибыльных периодов из-за ажиотажного спроса и роста цен на лекарства после декабрьской девальвации рубля. В результате в марте представители фармрозницы бодро рапортовали, что кризиса в отрасли нет, и заявляли о планах по открытию новых точек. Сейчас же оптимизма у игроков поубавилось.

«Практически каждый август мы видим колебания на валютном рынке, возможно, не такие сильные, как сейчас, — не падает духом председатель Совета директоров A.v.e Group Темур Шакая. — Также характерны для этого времени года проблемы с платежами у большинства аптечных сетей — в условиях минимальной выручки из-за сезонного снижения спроса на лекарственные препараты им приходится расплачиваться за майские поставки. Крупные игроки переносят эти катаклизмы легче, поскольку имеют прямые контракты с поставщиками. Мелким приходится тяжело — дистрибьюторы сокращают для них отсрочки, вводят более жесткие финансовые схемы».

Генеральный директор «Неофарма» Евгений Нифантьев наблюдает рост цен на препараты, не входящие в список ЖНВЛП. «Но повышение цен не будет прямо пропорционально росту курса валюты, так как это может значительно снизить объемы продаж иностранных производителей, ведь рублевых денежных средств у потребителей больше не стало, и покупательная способность ...

Для чтения статей необходимо авторизоваться
Вам необходимо войти в свой аккаунт, либо зарегистрировать новый.
Войти

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.