Обзор целевого сегмента фармацевтического рынка РФ по итогам I—III кварталов 2017 года
В 2017 г., как и годом ранее, в госсекторе фармрынка сохраняется следующая тенденция: сегмент больничных учреждений, имеющий наибольший стоимостной объем, сокращается самыми высокими темпами по сравнению с остальными сегментами. На втором месте по стоимостному объему — региональная льгота, растущая максимальными среди госсегментов темпами, в основном за счет лекарственного обеспечения пациентов с орфанными заболеваниями из «Перечня 24». На третьем месте — сегмент, аккумулирующий в себя поставки по региональным и федеральным целевым программам и иные виды лекарственного обеспечения (целевой сегмент), наряду с региональной льготой являющийся драйвером роста госзакупок ЛС.
Свобода для маневра
В 2017 г. по итогам трех кварталов в денежном выражении целевой сегмент прирос лишь на 2%, сократившись на 19% в упаковках (рис. 1). Казалось бы, это может быть следствием увеличения закупок самых дорогостоящих препаратов, однако в реальности выросли продажи ценовых сегментов выше среднего — от 500 до 1,5 тыс. руб. и от 1,5 тыс. до 5 тыс. руб. (рис. 2). В ценовом диапазоне от 500 до 1,5 тыс. руб. основной рост обеспечила противогриппозная вакцина «Совигрипп», а в сегменте от 1,5 тыс. до 5 тыс. руб. — антиретровирусная «Калетра». В последнем случае произошло смещение цены бренда в более низкий ценовой диапазон — в 2017 г. «Калетра» была закуплена государством на торгах по значительно более низкой цене, чем в 2016 г. Возможно, компания, которая представляет этот бренд на рынке, готовилась к жесткой конкуренции на торгах по МНН и снизила цену, чтобы укрепить свои позиции. В мае 2017 г. на препарат с этим МНН (лопинавир+ритонавир) получил РУ дженерик от компании «Фармасинтез» под брендом «Калидавир»; на разных стадиях клинических исследований в РФ находятся еще пять российских дженериков, которые однозначно еще собьют цену в торгах по этому МНН в ближайшей перспективе. Примечательно, что все дженерики предполагаются к выпуску лишь в лекарственной форме — таблетки, покрытые пленочной оболочкой, в то время как у «Калетры» есть еще одна форма — раствор для приема внутрь, что оставляет производителю оригинального препарата свободу для маневра в тендерах госзакупок.
Тенденция экономии на торгах в сегменте антиретровирусных препаратов может укрепиться в текущем году и сохраниться в следующем. Согласно заявлению министра здравоохранения Вероники Скворцовой, которое она сделала на Всероссийском конгрессе пациентов, «стоимость курса антиретрови...
Нет комментариев
Комментариев: 0