Минздрав прояснил вопросы оказания телемедицинской помощи

Не так давно Минздрав дал ответ Национальной телемедицинской ассоциации (НТМА) по вопросам порядка оказания медицинской помощи с использованием телемедицинских технологий. Затем вышедшее в мае Постановление Правительства РФ № 555 утвердило спорные моменты законодательно. Минздрав разъяснил, что телемедицинская помощь пациентам может оказываться только в стенах лицензированной клиники, поскольку этот вид услуг относится к медицинской деятельности. А всем участникам цифровой медпомощи необходимо регистрироваться.

Всех в регистр

Согласно новому порядку телемедицинские услуги можно будет получить только тем пациентам, которые зарегистрированы в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Это значит, что всем участникам цифровой медпомощи необходимо «циркулировать» внутри электронной системы. Схожие требования прописаны для медучреждений и врачей. Медик не сможет оказать услугу больному, если не имеет усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП), а клиника — лицензии для ведения профильной деятельности.

Отныне клиника, предоставляющая телемедицинские услуги, должна обязательно состоять в новом федеральном регистре медицинских организаций (ФРМО). «При этом не стоит его путать с реестром медорганизаций для ОМС», — отметил руководитель практики корпоративного и медицинского права юридического бюро «Аронов и парт­неры» Михаил Варюшин. Медики, оказывающие телемедицинские услуги, также должны регистрироваться в федеральном регистре медицинских работников (ФРМР).

Наконец, прояснился момент местонахождения медика при оказании телемедицинской помощи. До выхода Постановления Правительства РФ № 555 трактовка была расплывчатая и делала акцент на пациенте, который мог получить медицинскую консультацию в любом месте, где бы он ни находился. О праве медика оказывать услугу, находясь вне медучреждения, ясно не говорилось. Теперь же четко прописано, что удаленный прием можно вести только в стенах лицензированной клиники. Эксперты предполагают, что обязательное требование к телемедицинским операторам — работать только с клиниками, а не с врачами напрямую — не позволит значительно снизить стоимость услуг.

Оценил и пригласил

Авторы постановления № 555 не стали прописывать требования к кабинету для удаленного приема. Это потребовало бы введения стандартов оснащения кабинета оборудованием по каждому профилю. Тем не менее клиникам необходимо иметь лицензию, причем на каждое направление услуг. У врача, несмотря на запрет диагностирования, руки полностью не связаны. «Он может дать оценку ранее проведенным диагностическим мероприятиям, но дистанционно менять диагноз, поставленный другим врачом, все равно не имеет права. Так, у врача можно спросить, правильно ли поставлен диагноз. Если медик согласен, то имеет право ответить «да», если нет, то должен предложить прийти на прием», — поясняет Александра Орехович из Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ).

В свою очередь врачам и руководителям клиник важно знать, есть ли специальные требования к оборудованию, на котором планируется дистанционно отслеживать медицинский профиль и состояние здоровья больных между процедурами терапии, операциями и другой помощью. Как пояснил Михаил Варюшин, нормативных требований нет, поэтому стоит исходить из существующих норм. Если оказывается медицинская высокотехнологичная помощь, то требования к применению медицинской техники в телемедицине соответствуют общему требованию к оборудованию. А именно: необходима сертификация аппаратуры как медицинского изделия. Отсутствие требований к оборудованию в кабинете адресует медиков к давно прописанному порядку оказания медицинской помощи, отмечает эксперт.

Нет комментариев

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь