Аптекари – не продавцы. Правда или нет?
Новое – хорошо забытое старое
Однако в современных условиях, в условиях рыночных отношений и псевдорыночной экономики, Аптекарь получил еще одну функцию, позабытую им за время советского прошлого. Увы, но в СССР аптекам не нужно было беспокоиться о продажах и не нужно было выживать, борясь за клиентов. Советский период заставил работников аптек забыть о функции продавца.
Хорошо это или плохо? Вопрос неоднозначный.
Продажи в капиталистическом обществе – обязательная составляющая работы любого предприятия. Даже государственные учреждения и организации вынуждены осуществлять коммерческую деятельность. И аптеки (неважно – частные, ГУПы или МУПы) тут не исключение.
Факт в том, что мы отказались от социалистической модели экономики и перешли к капиталистической. Следовательно, неважно кем и где мы с вами работаем, мы обязаны принять законы капиталистического общества. Обязаны принять простую истину: «Продажи неизбежны!» А значит, любой Аптекарь обязан в т.ч. быть и продавцом.
Продавец? И только?
Другое дело, что в последние 2 десятилетия очень часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда руководство отдельных аптечных организаций начинает считать работников аптек только лишь продавцами, забывая о том, что аптекарская специальность не зря столетиями была на особом счету. И всегда требовала особых знаний и навыков.
Правильно ли это?
Разумеется, нет!
Попытки приравнять понятия «Аптекарь» и «продавец» в условиях капиталистических отношений неверны стразу по двум, причем исключительно рыночным, причинам.
- Это нарушает законы рынка труда.
- Это нарушает законы рынка аптечных услуг.
Что касается рынка труда, то, пытаясь превратить Аптекаря в продавца, такие недальновидные руководители аптек забывают о том, что эти попытки неизбежно ударят по ним самим. Дело в том, что сначала попытка убедить Аптекаря в том, что он всего лишь продавец, вызовет у сотрудников аптеки негативную реакцию, реакцию отторжения, что в свою очередь приведет к демотивации и снижению качества работы персонала.
И, кстати сказать, к снижению объемов продаж. А дальше еще интереснее: если же удастся убедить работников конкретной аптеки, что они не что иное как продавцы, изменив таким образом их мировоззрение, то в результате превратившиеся из Аптекарей в продавцов сотрудники неизбежно уволятся из аптеки. Поскольку рынок труда для продавцов и для Аптекарей – это два разных рынка труда.
Что же касается рынка аптечных услуг, то не стоит забывать, что посетители аптеки ожидают увидеть в аптеке «человека в белом халате». А не обычного продавца. Поэтому ставка на продавцов приводит к разочарованию покупателей в аптечной организации, к снижению уровня доверия и уровня лояльности к аптеке и аптечном бренду. И в результате – к падению продаж.
Простой ответ на сложный вопрос
Так что же Аптекарь – продавец или нет?
Ответить на этот вопрос на самом деле достаточно просто: Аптекарь – это Аптекарь, а продавец – это продавец. Это две разные специальности, о чем нам, кстати, прямо и четко говорит такой документ, как «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС)», а именно раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».
Например, в отношении фармацевта в ЕКС указаны следующие должностные обязанности: «Осуществляет прием рецептов и требований медицинских организаций, отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Изготавливает лекарства, проверяет их качество простейшими методами внутриаптечного контроля. Участвует в приемке товара, его распределении по местам хранения, обеспечивает условия хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения в соответствии с их физико-химическими свойствами и действующими правилами хранения. Оказывает консультативную помощь фасовщикам по расфасовке лекарственных средств. Проводит санитарно-просветительную и информационную работу среди населения о лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, их применении и хранении в домашних условиях. Оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях.»
Указана ли здесь обязанность фармацевта консультировать покупателей аптеки, знать свой ассортимент и осуществлять продажи? Несомненно. Однако в ЕКС также указано, что фармацевт – это человек, который должен обладать знаниями в области профилактики заболеваний, знаниями и навыками в вопросах оказания доврачебной помощи, способный помочь посетителям в применении медицинской техники. Иначе говоря, человек имеющий серьезную теоретическую и практическую подготовки в области как фармации, так и медицины. Особенно медицины неотложной и профилактической.
И это вовсе не обязанности обычного продавца.
Нет комментариев
Комментариев: 0