Что думают первостольники об ассортименте своих аптек

28.06.2022
13:45
Владельцы аптек совместно с маркетологами ведут постоянную борьбу за увеличение доходности бизнеса. Препараты повышенного спроса, в зависимости от сезонности, редкие позиции, высокомаржинальные товары и собственные торговые марки — жонглируя различными категориями, директор держит компанию на плаву. Но с этим ассортиментом в первую очередь работают первостольники. В рамках опроса «ФВ» они рассказали, что думают об ассортиментной политике своей компании. 

Опрос среди сотрудников аптек проводился на сайте pharmvestnik.ru c 1 по 20 июня 2022 года. В нем приняли участие 107 респондентов. 

Сколько товара на аптечных полках 

По мнению большинства опрошенных первостольников, сейчас на аптечных полках грамотное соотношение различных категорий товаров. В своих комментариях респонденты отмечали, что имеют возможность предложить как оригинальные лекарства, так и недорогие аналоги, БАД, травы, косметику и медицинские изделия. 

В среднем ассортимент аптеки составляет от 2 тыс. до 5 тыс. наименований товара. Так ответили 58% опрошенных. Однако встречаются и ответы о том, что аптека имеет более 8 тыс. наименований, что позволяет ей без дополнительных заказов моментально удовлетворять запросы покупателей. 

14-1.jpg (91 KB)

Впрочем, отсутствие товара не проблема, считают работники первого стола. «Если чего-то нет, то всегда можем сделать заказ на следующий день. Отказываем редко. Работаем на каждого клиента», — прокомментировал один из респондентов. 

В большинстве аптек внедрены программы, позволяющие контролировать наличие и движение товара. Так ответили 70% респондентов. Программное обеспечение позволяет первостольникам не только учитывать наличие лекарств и дефектуру, но и формировать спецзаказ для каждого покупателя. 

Что думают первостольники о СТМ и ВМТ 

Отношение к собственным товарным маркам (СТМ) и в целом к высокомаржинальным товарам (ВМТ) у сотрудников аптек по-прежнему неоднозначное. Если на фоне экономической ситуации маркетологи предлагают владельцам бизнеса развивать эти направления более прицельно, то мнения первостольников разнятся. 

52% ответили, что объем такой группы товаров растет. «Поставщики активно предлагают СТМ как новинки», — комментируют опрошенные. Фармацевт одной из аптек отметил: «За последние полгода количество СТМ увеличилось на 100%». 

14-2.jpg (67 KB)

Планы по продажам СТМ и ВМТ не устраивают 54% респондентов. Речь идет о дорогих СТМ — с ними первостольникам работать сложно. Сотрудники обозначили и категории СТМ, по которым допродажи идут легко, — это зубные пасты, пластыри, ополаскиватели для полости рта, БАД для поддержания иммунитета, женского здоровья. 

14-3.jpg (90 KB)

Оригинальные бренды и дженерики

Аптеки стараются иметь два-три недорогих аналога известных брендов, отметили первостольники. «Закупаем самые дешевые для поддержки ассортимента», — так комментируют политику своей аптеки первостольники. 

14-4.jpg (77 KB)

14-5.jpg (97 KB)

При этом 91% подчеркнули, что широко представлены товары отечественного производства. «Российские дженерики берут лучше всего. Импортозамещение», — поясняют респонденты. 

14-6.jpg (72 KB)

Что хотят продавать сотрудники аптек 

Мы спросили первостольников, что бы они изменили в ассортиментной политике своей аптеке. Самый частый комментарий традиционно касался СТМ. Товары именно этой категории часть сотрудников вывела бы из ассортимента полностью.

Но в целом респонденты поддерживают расширение аптечного ассортимента и готовы работать с новыми категориями товара. В их списке отечественная лечебная косметика, ортопедические изделия, оптика, товары для беременных, ветпрепараты и даже литература о здоровье. 

Самой популярной категорией стали детские товары. Респонденты отмечают, что в аптеках представлен такой ассортимент, но «детства» им хотелось бы продавать чуть больше. 

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.