Эксперты рассказали о новых требованиях к фармработникам
Реестр фармработников
В прошлом году произошло долгожданное для отрасли событие — фармработников включили в Федеральный реестр медицинских и фармацевтических работников (ФРМР), погруженный в медицинскую информационную систему (ЕГИСЗ). Теперь подать документы на периодическую аккредитацию можно в электронном виде. Специалист может сделать это сам — после внесения руководителем (кадровиком) сведений в ФРМР.
Реестр должен сделать проще жизнь работодателей и контролирующих органов: все сведения о специалистах теперь содержатся в единой базе. Однако это новшество привело и к появлению новых обязательств для аптек.
Внесение сведений о работниках с 1 марта 2023 года станет обязательным лицензионным требованием. Порядок внесения в ЕГИСЗ сведений утвержден приказом Минздрава России № 708н от 28.10.2022. Не касается это только молодых специалистов, которые приходят в аптеку сразу после обучения. Сведения о них в реестр вносит образовательная организация.
Приказ позволяет подать документы не только в электронном виде, но и на бумажном носителе. Так придется поступить временно неработающим фармацевтам и провизорам: сведений о них пока нет в ФРМР. Однако в течение 2023 года эта возможность будет дорабатываться Минздравом.
Что изменится в аккредитации
Новое положение об аккредитации, утвержденное приказом Минздрава № 709н от 28.10.2022, уже вступило в силу. Изменилось соотношение часов, которое специалист может набрать за счет формального образования (программы ДПО в образовательной организации) и неформального (образовательные мероприятия, проводимые профессиональными некоммерческими организациями, аккредитованными в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования) — по 72 часа. Общий объем обучения за пять лет остался прежним — 144 часа.
Как они будут распределены по годам — выбор специалиста. Кроме того, он может набрать весь требуемый объем — 144 часа — за счет программ дополнительного профессионального обучения в образовательной организации.
Перерыв между образовательными активностями не рекомендуется делать более года, говорит директор учебного центра «Доктрина» Елена Лазарева. «Комиссии ФАЦ обращают на это внимание, — отмечает она. — Пока случаев отказа в аккредитации не было, но лучше следовать правилами и накапливать баллы регулярно».
Формальное образование — платное, в соответствии со ст.72 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011 расходы на него должен брать на себя работодатель. При этом он может заключить с работником учебный (ученический) договор, по которому сотрудник обязан отработать в аптеке определенное время.
Программы неформального образования охватывают, как правило, несколько специальностей. Это удобно для тех фармацевтических работников, которые намерены продлевать два сертификата. «Продолжительность одного мероприятия составляет от одного до шести часов, это удобно, — говорит Елена Неволина. — Все программы оцениваются экспертами Национальной фармпалаты и аккредитованы в системе НМФО. Мы внимательно следим за материалами, содержащимися в образовательных мероприятиях, чтобы это была актуальная и практически полезная информация».
За мероприятия неформального образования организаторы, как правило, не взимают плату со специалистов.
Проблемы при аккредитации
Многие специалисты столкнулись с отказом ФАЦ принять документы на аккредитацию из-за того, что у них не пройдена интернатура по управлению и экономике фармации. Они оканчивали вуз, когда это требование не было обязательным.
Доказать свою правоту поможет приказ Минздрава № 66н от 03.08.2012, не попавший под регуляторную гильотину.
Он подтверждает, что необходимость послевузовского образования в специальности возникла только с 2000 года.
Работникам, окончившим высшее учебное заведение в период с 1993-го по 2000 год и не прошедшим интернатуру, необходимо пройти обучение по программам дополнительного профессионального образования. Объем повышения квалификации при этом зависит от стажа: при стаже более пяти лет требуется 500 часов, при стаже более 10 лет — от 100 до 500 часов.
«Если вы имеете стаж работы от 10 лет, то вам достаточно пройти курс повышения квалификации от 100 часов. При выполнении этого требования ФАЦ не может вам отказать в приеме документов», — говорит Неволина.
Если работник не указывает в ФРМР, в каком году он прошел интернатуру, то реестр может не принять сведения об этом сотруднике. Тогда документы придется отправлять на бумажном носителе.
Два сертификата для заведующей
Каждый приказ, касающийся подготовки кадров и квалификационных категорий, утверждается двумя общественными советами: Советом по профквалификациям (полномочиями наделена Национальная фармпалата) и Федеральным учебно-методическим объединением в системе среднего профессионального образования по укрупненной группе специальностей 33.00.00 «Фармация» (ФУМО, в него входят преподаватели высшей школы).
До сих пор они не могут договориться по вопросу необходимости подтверждения двух сертификатов заведующими аптекой. «Предложение о том, что заведующий аптекой не должен получать второй сертификат, у высшей школы вызывает справедливые опасения», — отмечает Неволина.
Существующие правила ставят в неравное положение специалистов со средним и высшим образованием. «Фармацевт может возглавить аптеку спустя пять лет работы без каких-либо требований по повышению квалификации по часам. А что касается тех, кто выбрал получение высшего образования, то они всю жизнь вынуждены бороться — получать второй сертификат, проходить ординатуру», — сетует эксперт.
«Если сотрудник устраивал своего работодателя, у него подписан отчет, есть стаж работы, то аккредитация должна быть им пройдена. Но если он не соответствует требованиям, то нужно будет пройти профподготовку. Особенно это касается тех лиц, у кого перерыв в работе по специальности более пяти лет. Им потребуется профподготовка и первичная аккредитация», — объясняет Неволина.
Национальная фармпалата настаивает: отрасли необходим единый профстандарт фармацевтического работника. Основная новелла уже подготовленного документа в том, что заведующий аптекой может выполнять в ней любую функцию —продажу, изготовление и даже анализ качества препаратов, изготовленных в аптеке.
«Мы выделили контроль качества в отдельную обобщенную трудовую функцию, чтобы максимально быстро принять стандарт», — добавила Неволина.
Объединение стандартов — реалии времени, говорит зав. кафедрой менеджмента и маркетинга в фармации ФПК МР РУДН Ирина Косова, которая находится в числе разработчиков нового стандарта. «Функционал провизоров и фармацевтов сейчас одинаков — в розничной и оптовой торговле, изготовлении лекарств. Исключение составляет только контроль качества, поэтому уровень квалификации в новом стандарте для этой обобщенной трудовой функции только седьмой (провизор)», — сообщила она.
Чтобы изучить мнение практикующих специалистов, Национальная фармпалата в 2022 году провела опрос среди 3,6 тыс. респондентов. В нем приняли участие 1,9 тыс. фармацевтов, 786 провизоров, 857 руководителей аптечных организаций и 57 прочих специалистов.
Большинство опрошенных (75%) отметили, что разделение трудовых функций по продаже лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента между провизорами и фармацевтами неоправданно. Респонденты считают, что содержание этих функций не различается в современных условиях, особенно с учетом нехватки специалистов в небольших населенных пунктах.
74% опрошенных уверены, что руководитель аптечной организации может работать при наличии только одного свидетельства об аккредитации «Управление и экономика фармации».
Диплом вместо справки
Приказ Минздрава № 715н от 01.11.2022 внес новые правила допуска к профессии для студентов фармфакультетов. Теперь они могут приступить к работе в должности специалиста со средним образованием — фармацевта — после III курса. В предыдущем документе для этого требовалось минимум четыре года обучения.
Национальная палата намерена пойти дальше и настоять на выдаче таким студентам дипломов о среднем специальном образовании. «Теперь мы добиваемся замены справки (в легитимности которой есть сомнения) дипломом о среднем образовании. За два года Минздрав берет на себя повышенные обязательства решить эту проблему», — рассказала Неволина.
Часть представителей высшей школы не столь уверены в необходимости ускоренного допуска. Декан фармацевтического факультета Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета (СПХФУ) Юлия Ладутько считает, что после освоения программы III курса обучающиеся не вполне готовы к работе на должностях среднего фармперсонала. «У них еще не сформированы профессиональные компетенции. Обучение по профильным дисциплинам только начинается, что напрямую коррелирует с теми знаниями, умениями и навыками, которые обучающиеся могут применять на рабочем месте», — говорит она.
Впрочем, студенты и до появления приказа выходили на работу раньше разрешенного срока, но нелегально. «Азы фармакологии, лекарственные формы они уже прошли: для первого стола этого хватит, — объясняет декан фармфакультета Новосибирского медицинского университета Наталия Карабинцева. — Зато теперь аптекам не придется их устраивать на фиктивные должности и студенты получат возможность заработать и узнать профессию изнутри».
Жаркие споры о необходимости высшего образования для первостольников не утихали весь 2022 год. Нормативная база, формирующаяся в отрасли, стирает границы между провизором и фармацевтом. Многие эксперты уверены, что на практике их давно нет.
Падение интереса к профессии фиксируют и фармацевтические факультеты: осенью 2022 года они впервые не смогли набрать прежнее число студентов.
Нет комментариев
Комментариев: 0