Интернет-аптеки. Развитие или упадок?

13.11.2019
16:13
Интернет давно стал стандартным каналом поиска информации о препаратах. Наши покупатели смотрят там описание лекарств, медицинской техники, парафармацевтической продукции. Они читают там отзывы о товарах. И они совершают там сделки.

Аптеки в интернете. Неизбежность выбора

Мы видим это за рубежом, причем как в развитых, так и в развивающихся странах. Мы видим это и в России, на территории которой действуют, кстати, не только отечественные интернет-аптеки. Как показывает практика, россияне также заказывают лекарства в аптеках Великобритании, США, Новой Зеландии, Израиля, Германии и некоторых других стран.

И делают это активно и на значительные суммы, несмотря на то что правовой статус иностранных интернет-аптек подчас сомнителен, а риск покупки в них поддельных препаратов очень велик.

Это тренд, который нельзя игнорировать. Это норма современного мира, без которой невозможно представить современное общество.

Именно поэтому на уровне государства необходимо продолжать совершенствование нормативной базы, регулирующей и контролирующей качество фармуслуг в аптечной интернет-рознице. А на уровне отдельной аптеки вообще не существует дилеммы принятия решения относительно того, должна ли она осуществлять свою деятельность через интернет или нет. Это обязательное требование к любой, даже самой небольшой аптечной сети, подлежащее обязательному исполнению.

Другой вопрос – как именно это нужно делать и каков будет результат.

Сразу хочется отметить, что на мой взгляд размышления о том, каково в целом состояние отечественного рынка аптечной интернет-розницы не имеет особого смысла. Это примерно как оценка состояния здоровья больных исходя из средней температуры по больнице.

Достаточно отметить, что общий объем товаров, относящихся к аптечному ассортименту и приобретенных российскими покупателями посредством Интернета, в прошлом году превысил 30 млрд рублей. А значит у нас уже есть большой и «вкусный» рынок, за который можно и нужно бороться.

Другое дело, что число аптек успешно делающих на нем деньги очень невелико. Это, например, аpteka.ru, аптеки «Живика», интернет-аптека «Форте», eАптека.ru, «Ригла», «Самсон-фарма» и некоторые другие. По сути, из нескольких сотен интернет-аптек к успешным можно отнести около 30 и не более. При этом распределение доходов на этом рынке тоже неравномерно. К примеру, apteka.ru – очевидный лидер интернет-продаж, объем его продаж примерно равен сумме продаж всех прочих интернет-аптек, входящих в десятку наиболее успешных игроков этого своеобразного рынка. И есть сотни интернет-аптек, доходы которых фактически едва окупают расходы на содержание и обслуживание сайта аптеки в интернете.

Россияне – за интернет-продажи!

Если говорить о том, что происходит в российском интернете сегодня и насколько справедливы заявления отдельных американских и европейских СМИ о «разорванной в клочья» российской экономике, то тут лучше всего обратиться к цифрам. В частности, для этого обратимся к докладам, сделанным в первом квартале 2019 г. на отчетной конференции «Рунет 2018: итоги года» Ассоциацией электронных коммуникаций.

В частности, Ассоциация отмечает, что по итогам 2018 г. аудитория Рунета на конец года увеличилась на 3% и составила 90 млн человек. То есть доля граждан

России – активных пользователей Интернета вновь увеличилась. Причем в качестве основного тренда был выявлен резкий рост числа россиян, постоянно пользующихся Интернетом посредством мобильных устройств: на 2018 г. мобильная аудитория составила 61% от общей аудитории Рунета. Кроме того, исследования показывают, что пользователи Интернета все больше времени проводят он-лайн, больше сидят в социальных сетях, чаще смотрят видео в интернете. При этом объем рынка электронной коммерции вырос на 16% по сравнению с 2017 г. и составил 2 трлн рублей, что значительно превосходит рост ВВП России в целом.

Это четко указывает на 2 вещи:

  1. Уровень востребованности интернет-сервисов продаж среди россиян многократно превышает востребованность оффлайн покупок.
  2. Развитие сервисов интернет-продаж во всех отраслях розничной торговли следует отнести к приоритетным.

Также, по заявлению директора Ассоциации электронных коммуникаций Сергея Плуготаренко, на конец 2018 г. совокупная доля всех сегментов интернет-экономики в общей структуре ВВП Российской Федерации составила 5,1% от ВВП.

В то же время рост рынка интернет-продаж вполне естественно привел и к росту интенсивности конкуренции на нем. Так, рынок маркетинга и рекламы в отечественном Интернете вырос на 12% и составил 250 млрд рублей, а рынок инфраструктуры и связи достиг отметки в 1,8 трлн рублей. Разумеется, это те самые показатели «средней температуры по больнице», которые не дают представления об уровне интенсивности борьбы за покупателя непосредственно в сегменте интернет-аптек. Однако, общее понимание того, что продажи в российском интернете сегодня на подъеме и что наши покупатели сегодня находятся именно там, они несом­ненно дают.

Как быть и что делать?

Как же аптеке научиться продавать свои товары интернете? И почему их может продавать аpteka.ru, но не может ваша аптека?

Ответ на эти вопросы достаточно прост и очевиден: потому что «под лежачий камень вода не течет».

Как показывает анализ активности россиян в Интернете, наши потенциальные покупатели активно ищут информацию, читают блоги и статьи. Абсолютный лидер переходов на сайты интернет-аптек – органический поиск, т.е. поиск в котором учитывается только результат выдачи поисковой системы в ответ на запрос пользователя, за исключением платной рекламы и дополнительных сервисов поисковой системы. На II месте переходы по ссылкам и прямые переходы. В чистом виде реклама дает менее 10% интернет-продаж.

Иначе говоря, россияне не очень доверяют прямой, непри­крытой рекламе в интернете. И в результате максимальные продажи в интернете получает не тот, у кого больше бюджет, больше денег. А тот, кто умнее. Кто правильно работает с СЕО-оптимизацией, правильно пишет описания к товарам, кто пишет для своих покупателей статьи и обеспечивает адекватную медийную поддержку.

К перспективным направлениям увеличения продаж медико-фармацевтической продукции следует отнести и социальные сети, которые, впрочем, очень неравноценно влияют на возможности реализации товаров данной группы.

В частности, абсолютным лидером по показателю «полезности» с точки зрения медико-­фармацевтических организаций следует признать сеть ВКонтакте. Поскольку участники именной этой социальной сети наиболее активно становятся подписчиками сайтов аптек и медицинских организаций, а также с наибольшей охотой знакомятся с материалами на медицинскую и фармацевтическую тематику. И, разумеется, чаще тратят деньги на собственное здоровье.

На II месте в условном рейтинге полезности для развития интернет-аптеки находится Facebook. Однако там число заинтересованных в данной тематике уже на порядок ниже, чем в ВКонтакте.

III место следует отдать Instagram и сети Одноклассники. Российские пользователи этих сетей интересуются вопросами медицины и фармации еще реже.

И наиболее бесполезным для продвижения медико-фармацевтической тематики следует признать Твиттер.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.