Как тульская аптека превратилась в музей

14.01.2022
14:28
Улица Крапивенская в Туле несколько раз меняла свое название. Но одно оставалось стабильным: на протяжении более 100 лет здесь работала одна из лучших аптек своего времени. «Старая тульская аптека» прекратила фармацевтическую деятельность в 2011 году, а уже через пару лет на ее месте под той же вывеской открылся Музей аптечного дела.

Вместо военного плаца первый стол

Нынешний проспект Ленина в Туле ожидаемо получил имя вождя мирового пролетариата относительно недавно. В XIV веке это была Крапивенская, Одоевская, а затем Посольская улица. В начале XVIII века и до 1918 года она называлась Киевской. Именно под таким названием ее застал Фердинанд Белявский, когда приехал в Тулу из Санкт-Петербурга.

61-2.jpg (35 KB)Фердинанд Белявский был выходцем из польских дворян, но рано осиротел. Поначалу его воспитывали ближайшие родственники отца, но однажды соседи по поместью нашли шестилетнего Фердинанда в лесу, окровавленного, без сознания, с кинжалом в боку. После этого мальчик попал в детский дом. Он мечтал стать военным, но, чтобы поскорее стать финансово независимым, выбрал аптечное дело.

В 27 лет окончил Дерптский университет (ныне Тарту, Эстония) и устроился провизором в аптеку в Санкт-Петербурге. Проработал там три года и в 1864 году переехал в Тулу.

За 30 тыс. руб. он приобрел здание на Киевской улице, в котором была обустроена небольшая аптека.

В 1882 году Белявский получает разрешение на постройку нового двухэтажного здания неподалеку от своего дома, которое сразу проектировалось и строилось под аптеку, соответствующую всем требованиям того времени. В нем появляется чердак, где в дальнейшем сушили лекарственные травы, и подвалы с ледниками (холодильниками XIX века). На втором этаже располагались квартиры семьи.

61-1.jpg (199 KB)

Открытие новой аптеки состоялось в 1884 году. Фотографии первого этажа, на котором она размещалась, к сожалению, не сохранились, поэтому внешний вид торгового зала — это видение дизайнера, выполнявшего реконструкцию. Зато сохранились две печи, которые в России называли «голландками», а в зарубежной литературе известны как «русские» (обе работают до сих пор), чугунная лестница и сейф, который также исправен. В нем хранились «опасные» препараты, деньги и ценные бумаги.

Фердинанд Белявский занимается управлением аптеки, но ему совершенно некогда погрузиться в производство лекарств. Поэтому в 1887 году он решает взять на работу молодого провизора Фридриха Адермана.

Коллега и зять

Белявский занимается управлением аптеки, но ему совершенно некогда погрузиться в производство лекарств. Поэтому в 1887 году он решает взять на работу молодого провизора Фридриха Адермана, который тоже закончил Дерптский университет, тоже поработал в Северной столице и волей случая оказался в Туле.

Адерман влюбляется в младшую дочь Белявского Ольгу и женится на ней. В браке у них рождаются два сына: Вольдемар и Георг. Они не пошли по стопам деда и отца, а выбрали военную карьеру.

Фридрих увлекался астрономией. Он специально ездил в Европу, чтобы встретиться с Карлом Цейсом (всемирно известным немецким инженером и производителем оптики, основателем фабрики оптических систем «Цейс») и разузнать у него, как обустроить обсерваторию. Из поездки он привез не только ценные знания, но и телескоп. Так в Туле появилась первая обсерватория, которая была открыла для посещений, в том числе для школьников.

62-1.jpg (660 KB)

Еще Адерман интересовался фотографией. Снимки в музейной экспозиции в основном сделаны им. При этом он единственный в Туле мог проводить судебную химическую экспертизу, в частности, мог сказать, имело место отравление мышьяком или нет.

В аптеке Белявского работали 12 человек: управляющий, провизор, ученики. Они не только вели отпуск лекарственных препаратов и медицинских изделий, но и изготавливали минеральную воду, лимонады, косметику, духи, зубной порошок. Архивные материалы свидетельствуют, что качество работы «Старой тульской аптеки» всегда было безукоризненным и к предприятию никогда не было претензий со стороны властей.

Сквозь СССР

После смерти Фердинанда аптеку унаследовала его дочь Ольга, но фактически всем руководил ее муж. Он скончался незадолго до того, как в 1918 году предприятие было национализировано и продолжило свой путь уже как городская аптека № 2. В советское время она работала круглосуточно, и на ее базе действовала городская справочная аптека. Сотрудники музея рассказывают, что им до сих пор поступают звонки от пожилых жителей Тулы с просьбой подсказать, где найти тот или иной препарат. Хотя номер телефона с момента закрытия аптеки в 2011 году, конечно, изменился, но адрес и название «Старая тульская аптека» остались прежними, так что бабушки с легкостью находят новый номер.

В советское время она работала круглосуточно, и на ее базе действовала городская справочная аптек. Сотрудники музея рассказывают, что им до сих пор поступают звонки от пожилых жителей Тулы с просьбой подсказать, где найти тот или иной препарат.

В 1920-е годы Ольга Адерман эмигрировала в Берлин. Несколько лет назад работники музея отыскали ее потомков в Швейцарии и Австрии. Они приезжали в Тулу, посетили музей, передали в дар дневники Ольги, фотографии, а также пожертвовали почти полмиллиона рублей на ремонт фасада здания.

63-1.jpg (760 KB)

Коллектив музея старается приумножать славные традиции «Старой тульской аптеки». Здесь проводятся экскурсии и мастер-классы. Помня о том, что в XIX веке аптекари любили собирать различные диковины и выставлять их в витрине для привлечения внимания прохожих, коллектив музея позаботился о том, чтобы такой экспонат был и в «Старой тульской аптеке». Невооруженным глазом его, правда, не разглядеть — только при помощи микроскопа.

Помня о том, что в XIX веке аптекари любили собирать различные диковины и выставлять их в витрине для привлечения внимания прохожих, коллектив музея позаботился о том, чтобы такой экспонат был и в «Старой тульской аптеке».

Подковал блоху токарь завода «Тяжпром­арматура» (Тульская обл.) Николай Алдунин. Для этого ему пришлось организовать особую мастерскую в специальном помещении без сквозняков и солнечного света, сделать миниатюрные инструменты. Вдохновение он черпал конечно же в повести Николая Лескова «Левша». Размер блохи 2 мм, а подковы — 20 микрон. Все четыре подковки золотые, 925 пробы, в каждой из них по три гвоздика. На создание шедевра ушло два года.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.