Как в разных странах представляют будущее фармспециалистов

15.11.2022
11:29
В Уэльсе (Великобритания) актуализировали стратегию развития аптечной отрасли на ближайшие три года. Десятилетний план впервые был опубликован в 2019 году. Он направлен на то, чтобы фармацевты четко понимали перспективы и свою роль в отрасли здравоохранения. Аналогичные планы/видения существуют и в других странах мира. 

Великобритания

Уточненные цели для фармацевтов Уэльса рассчитаны на три года: до декабря 2025 года. В них отражены проблемы, с которыми сталкивается Национальная служба здравоохранения (NHS), и способы их решения посредством активного вовлечения фармспециалистов, делегирования им новых полномочий, внедрения в их практику современных информационных технологий. 

В следующие три года планируется провести всесторонний анализ того, как можно более эффективно использовать навыки и опыт фармацевтов и техников аптек для поддержки пациентов больниц, как автоматизация, выписывание электронных рецептов и фармакогеномика влияют на результативность работы аптечных специалистов, какие инновации в оказании фармацевтической помощи наиболее востребованы отраслью.

«Профессия фармацевта выходит на следующий этап своего пути, его роль в системе здравоохранения в удовлетворении потребностей пациентов повышается, и именно эти трансформации обозначены в нашем стратегическом документе», — рассказала министр здравоохранения и социального обеспечения Уэльса Элунед Морган.

Весной этого года к разработке аналогичного документа приступили в Англии. Финальная версия «Аптеки следующего десятилетия» будет представлена общественности в декабре этого года.

«Пандемия обострила многие проблемы в сфере здравоохранения и увеличила давление на медицинских и фармацевтических работников, — пишут на своем сайте представители инициативной группы. — Существует настоятельная необходимость решить их в самые короткие сроки. Это открывает много возможностей для фармации».

Авторы видения хотят показать, как фармацевты могут:

• улучшать качество обслуживания пациентов и состояния их здоровья;

• обеспечить максимальную эффективность расходов NHS на лекарства и лечение;

• помочь предотвратить и уменьшить неравенство в отношении доступности медицинской и фармацевтической помощи;

• использовать науку, исследования, инновации и технологии для повышения качества лечения;

• интегрироваться в более широкую систему здравоохранения.

«Реформы NHS наряду с беспрецедентной эпохой экономических, демографических и технологических изменений создают как проблемы, так и возможности для профессии фармацевта, — отмечает председатель совета фармацевтов Англии Королевского фармацевтического общества Торрун Говинд. — Сейчас самое время перехватить инициативу и изложить новое профессиональное видение, отражающее передовые практики по улучшению обслуживания пациентов».

По самым скромным подсчетам, только за счет сокращения времени на дорогу к врачу пациенты сэкономят 600 млн фунтов стерлингов в год.

Ожидается, что к 2030 году границы между аптеками и больницами будут окончательно стерты: фармацевты станут неотъемлемой частью междисциплинарных команд специалистов, а пациенты смогут получать непрерывную медицинскую помощь не только в лечебных учреждениях, но и на базе аптек. Их переход из одного звена системы здравоохранения в другое должен происходить без стыковок, без предоставления дополнительной документации (этому будет способствовать единая электронная медицинская карта). По самым скромным подсчетам, только за счет сокращения времени на дорогу к врачу пациенты сэкономят 600 млн фунтов стерлингов в год.

Европа

«Аптека 2030» — так называется видение, разработанное Фармацевтической группой Европейского союза (Pharmaceutical Group of the European Union, PG EU). Эта европейская ассоциация представляет более 400 тыс. фармацевтов, которые обслуживают более 500 млн человек по всей Европе.

У 75% европейцев дорога до аптеки занимает пять минут. К тому же посещение фармспециалистов не требует предварительной записи. Таким образом, именно розничные фармпредприятия являются самой «легкой» точкой доступа к медицинской помощи, следует из документа.

В Швейцарии, например, пациент, нуждающийся в первичной медицинской помощи, первым делом обращается к фармацевту. Тот, используя специальные алгоритмы и программные продукты, принимает решение о том, требует ли состояние обратившегося посещения врача или нет. По итогам анализа информации он может оказать помощь сам, направить посетителя на телемедицинскую консультацию или лично к доктору. 

У 75% европейцев дорога до аптеки занимает пять минут.

В 73% случаев фармацевт справился с проблемой пациента сам, в 20% — хватило видеоконсультации и лишь в 7% пациент получил направление к врачу. Стоит ли говорить, что такие программы существенно снижают нагрузку на докторов, медицинские учреждения и расходы системы здравоохранения в целом. Так, например, в Португалии эту экономию оценивают в 448,1 млн евро в год. 

В документе говорится и об увеличении роли фармспециалистов в повышении приверженности терапии пациентами. Они могут заниматься активной просветительской работой с целью предотвращения заболеваний, вакцинопрофилактикой, участвовать в дистанционном мониторинге и информационном сопровождении пациентов с хроническими заболеваниями, заниматься изготовлением персонализированных лекарств по рецептам, выполнять несложные лабораторные анализы. 

Реализовать все это будет невозможно без дополнительного обучения сотрудников аптек. В этом вопросе хорошим подспорьем могли бы стать групповые встречи специалистов по аналогии с врачебными консилиумами, где фармацевты могли бы обсуждать текущие профессиональные проблемы. Такая практика уже внедрена, например, в Нидерландах.

Особое внимание будет уделено современным технологиям, которые бы избавили фармацевтических работников от рутинных обязанностей или ускорили выполнение некоторых из них. 

При этом, конечно, дополнительная нагрузка на аптечных работников должна быть адекватно оплачена. 

Практически аналогичные стратегии приняты в Австралии (до 2025 года), в Нортленде (один из регионов Новой Зеландии, до 2026 года), в Саудовской Аравии (до 2030 года). 

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.