Какие дерматологические средства были самыми продаваемыми

08.07.2022
11:36
В разгар весны спрос на дерматологические средства в аптеках возрастает. Максимума продажи этих препаратов достигают в летнее время. Чтобы понимать тренды текущего сезона, проанализируем итоги 2021 года.

Как аптеки продавали дерматологические препараты

В обзоре мы рассмотрели основные группы дерматологических препаратов: противогрибковые, ранозаживляющие, противозудные, антисептики*.

По данным AlphaRM, в 2021 году аптеки продали таких лекарств почти на 43 млрд руб. (рис. 1). Относительно 2020 года продажи упали и в рублях (-6%), и в упаковках (-23%). Однако 2020 год — первый год пандемии — был ажиотажным, тогда продажи всех лекарств были на пике. Среди дерматологических средств в 2020 году рекорды били антисептики. В 2021 году ситуация была более спокойная.

23-1.jpg (59 KB)

Динамика продаж

В 2021 году спрос на местные антисептики значительно снизился по сравнению с 2020 годом. Ростом продаж отличились противозудные средства (+8%) в денежном и натуральном выражении, а также ранозаживляющие в рублях (+2%) и в упаковках (+0,4%) относительно 2020 года.

В теплое время года спрос на дерматологические средства обычно повышается (рис. 2).

24-1.jpg (151 KB)

Особенно это касается противогрибковых и противозудных препаратов. Продажи противогрибковых средств начинают повышаться весной — в 2021 году прирост продаж весной относительно зимы был +11%, летом продажи немного снизились (-1% относительно весны).

Спрос на противозудные средства стартует весной и заканчивается осенью. Их продажи летом 2021 года увеличились в шесть раз в рублях и в упаковках по сравнению с зимой. Осенью рынок снизился на 83% по сравнению с летом.

По данным AlphaRM, в 2021 году аптеки продали противогрибковых, ранозаживляющих, противозудных лекарств и антисептиков почти на 43 млрд руб.

На рисунке 3 отражено долевое соотношение разных дерматологических препаратов, рассматриваемых в обзоре. Мы разделили их на три группы, объединив при этом ранозаживляющие средства, местные антибактериальные препараты и антисептики в одну, так как они схожи по типу. Далее следует группа противогрибковых и группа средств против зуда и аллергии. Больше всего продаж приходится на антисептические, ранозаживляющие и местные антибактериальные препараты — доля 72% в рублях и более 92% в упаковках. Далее по популярности идут противогрибковые средства — они занимают 24% в рублях и 6,5% в упаковках на рынке. Самая немногочисленная группа — местные антигистаминные препараты, их продажи не достигают и 4% в стоимостном выражении от всех анализируемых лекарств, в упаковках их доля всего 1%.

Самые популярные препараты

Самым востребованным средством среди антисептических, ранозаживляющих и антибактериальных препаратов в 2021 году был бренд «Мирамистин» (табл. 1). На его долю приходится почти 20% стоимостных продаж. Стоит напомнить, что «Мирамистин» применяют не только в качестве антисептика и ранозаживляющего средства на кожу, но и при лор-заболеваниях, а также в педиатрии. Поэтому спрос на него достаточно высок. Однако в прошлом году продажи снизились относительно предыдущего года на 8,4%. Скорее всего, это связано с тем, что в 2020 году население запаслось антисептиками и меньше нуждалось в них впоследствии. То же произошло и с «Хлоргексидином» — его продажи упали более чем на 33% в рублях. В первой пятерке брендов подобных средств спрос вырос на «Левомеколь» (+13,3%) и на «Банеоцин» (+5,4%).

23-2.jpg (87 KB)

Ростом продаж отличились противозудные средства — +8% в денежном и натуральном выражении, а также ранозаживляющие в рублях (+2%) и в упаковках (+0,4%)

Среди противогрибковых препаратов лидирует «Экзодерил» (23,4% доли рынка) (табл. 2).

«Микодерил» на втором месте (доля рынка 12%) и замыкает тройку бренд «Лоцерил» (6,8% доли рынка). Самый дорогостоящий из ТОР5 торговых марок был «Лоцерил». Средняя цена на него в 2021 году составляла 1213 руб. за упаковку.

25-1.jpg (279 KB)

Более 85% местных лекарств от зуда и аллергии занимает препарат диметинден. По данным AlphaRM, c этим действующим веществом в аптеках отпускают несколько брендов. Максимальную долю среди торговых марок с диметинденом занимает «Фенистил» (около 92%). В группе противозудных и анестетиков «Фенистил» занимает более 78% в рублях (табл. 3).

«Псило-бальзам» (МНН дифенгидрамин) на втором месте по популярности (14,8%). Далее следуют еще два средства с диметинденом — «Диметинденакрихин» и «Феницитол». Замыкает пятерку гомеопатический препарат с торговым наименованием «Санодерм эдас-202».

____________________
* В обзор входят следующие EphMRA-группы: D1–противогрибковые дерматологические препараты, D3–ранозаживляющие препараты, D4–противозудные, местные антигистаминные, анестетики и др., D6–местные антибактериальные и противовирусные препараты, D8–антисептики и дезинфицирующие средства.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.