Малый бизнес не готов жить без маркетинговых контрактов

01.12.2020
11:40
Предложения депутатов Госдумы по снижению до 5% объема вознаграждений аптекам по маркетинговым контрактам с марта 2020 года находятся в статусе законопроекта. Он ожидает рассмотрения в первом чтении. Правовое управление Госдумы дало отрицательную оценку, а представители крупных аптечных сетей и дистрибьюторов раскритиковали проект закона. В основном комментарии свелись к экономическим вопросам, где не затрагиваются вводимые впервые понятийные формулировки. «ФВ» изучил документ с точки зрения применения предлагаемых норм для небольших аптек в отдаленных регионах совместно с экспертами СРО «Ассоциация независимых аптек» Викторией Пресняковой и Светланой Воскобойник.

Какие проблемы с формулировками обнаружили эксперты

Законопроект № 923315-7, которым предлагается внести поправки в ФЗ № 61 «Об обращении лекарственных средств» и в ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части организации розничной торговли лекарственными препаратами, был представлен в Госдуму 17 марта и размещен на сайте sozd.duma.ru.

Круг вопросов, подлежащих регулированию, эксперты условно предлагают разделить на две группы:

  • касающиеся специфики фармацевтической деятельности;
  • регулирующие экономическую/торговую деятельность аптек.

В частности, законопроектом вводится понятие «аптечная организация». 323-ФЗ говорит о том, что аптечная организация — это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее фармдеятельность, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие фармдеятельность. Это же определение относится и к оптовым фармацевтическим организациям, отмечает юрист Светлана Воскобойник.

Однако предложенное депутатами определение не устраняет пробел в действующих нормах, а, напротив, может привести к неверному их толкованию.

«Законодатели не поясняют, какие «иные виды деятельности», кроме розничной торговли лекарствами, их отпуска, хранения, изготовления и перевозки, они имеют в виду, рассуждая об аптечной организации», — отмечает Воскобойник.

Также в законопроекте вводится понятие «передвижной аптечный пункт». Но оно потеряло свою актуальность с введением дистанционной торговли лекарствами, отметили эксперты СРО.

С введением дистанционной торговли лекарствами понятие «передвижной аптечный пункт» потеряло свою актуальность.

«Минздрав уже утвердил новый перечень видов аптечных организаций (приказ Минздрава России № 780н, вступает в силу с 01.01.2021), куда «передвижной аптечный пункт» не был включен. На этом небольшом примере ярко видно, как несогласованно работают звенья законотворческой системы», — отметила исполнительный директор СРО «Ассоциация независимых аптек» Виктория Преснякова.

Введение обязанности для сотрудников аптеки информировать покупателей о наличии и минимальной цене препаратов в рамках одного МНН ассоциация также считает избыточным. Она уже закреплена в Правилах надлежащей аптечной практики (утв. приказом Минздрава России № 647н).

Действующая редакция НАП обязывает руководителя аптеки утвердить порядок отбора и оценки поставщиков товаров аптечного ассортимента с учетом установленных критериев.

«Депутатам показалось этого недостаточно. Поступило предложение в обязательном порядке размещать условия отбора контрагента на сайте аптеки. Такое требование не учитывает существующее положение дел — не все аптеки страны имеют доступ к сети Интернет, не говоря уже о собственном сайте», — сказала Воскобойник.

Почему аптекам мало 5%

Пояснительная записка к законопроекту, где объясняется необходимость введения ограничений вознаграждений по маркетинговым договорам, по мнению экспертов СРО, говорит о незрелости предлагаемых рычагов регулирования и об отсутствии достаточных причин для изменения действующих норм.

Юрист не нашла в ней ссылок на указы президента и иные нормативные акты, исполнение которых требует введения в аптечной отрасли мер, аналогичных введенным в продовольственном ритейле.

«Депутаты не привели никакие официальные исследования рынка лекарственных препаратов, нарушения условий конкуренции для тех или иных производителей, поставщиков. Отсутствуют экономические выкладки зависимости конечной цены ЛП для потребителей от вознаграждения по маркетинговым договорам аптеки (включая ЖНВЛП)», — отмечает Воскобойник.

Депутаты признают, что рынок розничной торговли лекарственными препаратами имеет весьма низкий уровень концентрации в отличие от оптового звена. При этом большинство ограничений направлено именно на аптеки, считает Преснякова.

«Действующая на сегодняшний день Стратегия национальной безопасности говорит лишь об осуществлении рационального импортозамещения и развития фармпромышленности, а вводимые меры не дадут возможности выйти на рынок новым лекарственным препаратам, дженерикам», — заявила она.

Эксперты настаивают, что вознаграждения по маркетинговым договорам помогают малому аптечному ритейлу сдерживать рост цен на лекарства, держать средний уровень заработной платы работников и адаптироваться к возрастающему финансовому бремени.

«Стремление депутатов приравнять деятельность аптек к другим видам ритейла, установив понятие аптечной сети, аналогичное продуктовому ритейлу, не учитывает особенностей отрасли. Круг поставщиков лекарств весьма ограничен лицензионными требованиями в отличие от поставщиков продуктов», — отмечает Преснякова.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.