Маркетплейсы высказались против идеи сделать их участниками системы МДЛП
Инициатива Минздрава и реакция онлайна
В ближайшее время доставка лекарств может стать дольше и подорожать, сообщила газета «Известия». С этим заявлением выступила Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) — ее обращение есть у издания. Интернет-игроки говорили о том, что Минздрав намерен изменить систему прослеживаемости маркированных препаратов, наделив агрегаторов новыми обязанностями. По информации АКИТ, маркетплейсы обяжут сканировать коды идентификации и отчитываться о движении лекарств до покупателя.
Для осуществления этих требований интернет-компаниям пришлось бы докупить оборудование и арендовать дополнительные площадки под склады — все это требует дополнительных затрат, отметили онлайн-игроки в обращении в адрес Минэкономразвития. Они попросили признать поправки Минздрава нерациональными и отклонить предложения ведомства.
Почему агрегаторы физически не могут выполнить требование
В АКИТ также отмечают, что реализовать эту инициативу технически невозможно. Лекарства в интернете продают аптеки, у которых есть необходимая для этого лицензия — именно они выбивают кассовые чеки. Только после этого препараты доставляют курьеры. По сути агрегатор лишь размещает информацию о лекарстве на своем сайте, принимает оплату от покупателя и осуществляет доставку. Функцию контроля при этом выполняет герметичная упаковка, которой занимаются сами аптеки. Агрегатор при этом не может осмотреть препарат, а тем более отсканировать информацию на упаковке с момента, как аптека передает интернет-компании заказ, и до того, как заказчик вскроет упаковку. Не имеет права вскрывать упаковку и сам курьер, у которого к тому же нет соответствующего оборудования, отмечает АКИТ.
UPD: Ответ ЦРПТ
«Согласно ППР 1556, обязанность по отражению сведений о выводе из оборота остается за аптеками, при этом фактически осуществлять выбытие может как аптека, так и маркетплейс. Сами препараты выбывают из оборота при формировании маркетплейсом кассового чека в случае доставки их маркетплейсом или аптекой при использовании своей курьерской службы», - сообщили в ЦРПТ.
Откуда взялась статистика по продажам маркетплейсов
Доставка лекарств при этом продолжает набирать обороты. С начала онлайн-продаж безрецептурных препаратов россияне купили более 200 млн упаковок лекарств — об этом ТАСС сообщил оператор маркировки ЦРПТ.
«В настоящий момент в системе маркировки лекарственных препаратов зафиксировано более 200 млн продаж, совершенных через 581 интернет-площадку, работающую по этой схеме и не имеющую собственных лицензий на торговлю лекарствами», — отметили в организации.
Эта статистика вызвала вопросы у классического рынка. «Непонятно откуда у оператора маркировки ЦРПТ такая цифра, если интернет-площадки пока не передают в систему информацию и не желают впредь этим заниматься», — задается вопросом директор СРО Ассоциация независимых аптек, глава Альянса фармацевтических ассоциаций Виктория Преснякова.
UPD: ответ ЦРПТ
«Система маркировки помимо оффлайн продаж так же фиксирует продажи онлайн. Механизм такой же: продавец фиксируется в чеке, информация поступает в систему через оператора фискальных данных. Статистика поступает в МДЛП в полном объеме», - сообщили в ЦРПТ.
Аптеки считают требование к интернет-игрокам справедливым
За проданные 200 млн упаковок кто-то должен нести ответственность, подчеркнула Преснякова. Вносить данные в систему МДЛП — обязанность всех субъектов обращения лекарственных средств, заявила эксперт. «Маркетплейсы не только размещают на своих онлайн-витринах информацию о товарах, но и доставляют лекарственные препараты до пациента. Следуя логике, они тоже должны вносить данные о выбытии по факту передачи медикаментов потребителю и нести установленную законом ответственность», — пояснила она. Эксперт ссылается на неподконтрольность процесса доставки аптеке. «Были случаи, когда курьер привозил таблетки, которые все раздроблены, или в упаковке одна из ампул была разбита и т.п. За подобные действия должен отвечать исполнитель», — отметила она.
Сейчас, по словам эксперта, новые участники фармрынка жалуются на те же проблемы, на которые ранее указывал фармрынок, — малый аптечный бизнес при введении системы МДЛП ушел в «минус», приобретая оборудование, переписывая ПО и обучая сотрудников, обеспечивая интернет-связь и т.п.
Будут ли вводиться какие-либо ограничения
В день публикации письма АКИТ пресс-служба Минздрава заявила, что не планирует вводить ограничения по продаже препаратов дистанционным способом. «Каких-либо ограничений по продаже безрецептурных и рецептурных лекарств Минздравом России не вводится и не планируется вводить», — заявили в министерстве.
И если такие ограничения не готовит Минздрав, то их, кажется, уже разрабатывает правительство. Общественное обсуждение проходит проект, определяющий критерии включения препаратов в перечень возможной онлайн-продажи рецептурных лекарств.
Текущая редакция документа запрещает онлайн-торговлю ряда препаратов: лекарств предметно-количественного учета, препаратов для усиления анаболических процессов в организме, антипсихотических средств и анксиолитиков, снотворных и седативных средств, а также препаратов для прерывания беременности. Ограничения также могут затронуть иммунобиологические препараты, радиофармацевтику и лекарства с температурным режимом ниже 15°C, пишет consultant.ru.
Нет комментариев
Комментариев: 0