Минздрав выдал разрешение на обращение в период пандемии отозванного в США препарата
Регуляторные маневры
В апреле Минздрав России выдал разрешение на обращение в условиях пандемии препарата бамланивимаб. За последний год подобных решений было немало. Они касались лекарств, входящих в рекомендации Минздрава по лечению COVID-19. В десятой версии документа, актуальной на тот момент, бамланивимаб отсутствовал.
Спустя месяц Минздрав обновляет и рекомендации по лечению коронавирусной инфекции до 11 версии. Закономерно было ожидать упоминание препарата в документе. Однако министерство не включило бамланивимаб в схемы лечения COVID-19. Минздрав лишь сообщил, что антитело используют в других странах: в монотерапии и в комплексе с этесевимабом.
При этом в новых рекомендациях отсутствовала важная информация: экстренное разрешение на использование бамланивимаба при COVID-19 к этому моменту уже было отозвано американским регулятором — Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA).
Bamlanivimab и etesevimab — моноклональные антитела, которые связываются с разными участками S-белка нового коронавируса.
В США разрешено одновременное использование двух препаратов у амбулаторных больных: подростков старше 12 лет и взрослых с легким и среднетяжелым течением COVID-19 и высоким риском прогрессирования до тяжелого течения и госпитализации.
Источник: FDA, сайт компании Eli Lilly
Два разрешения и один отзыв
Бамланивимаб — нейтрализующее моноклональное антитело к S-белку коронавируса. Антитело должно блокировать важную часть патогена, препятствуя взаимодействию S-белка, или «шипа», с рецептором. Нейтрализация ведет к невозможности проникновения в клетку и репликации (размножения) вируса в ней.
Антитело выделено из крови первых пациентов, переболевших COVID-19, биофармацевтической компанией AbCellera и исследовательским центром Национального института аллергии и инфекционных заболеваний США (NIAID). Впоследствии разработку лекарства вели AbCellera и Eli Lilly. Об этом сообщал сайт Национальных институтов здравоохранения США NIH (в состав которого входит NIAID).
Клинические испытания препарата проходили у разных категорий больных, результаты стали известны уже осенью 2020 года. NIH сообщили о приостановке набора участников исследования ACTIV-3, а затем — об отсутствии клинической пользы LY-CoV555 (бамланивимаб) по сравнению с плацебо у госпитализированных пациентов.
Результаты испытаний у пациентов с легкими или умеренными симптомами COVID-19 привели к экстренному разрешению бамланивимаба для лечения амбулаторных больных. Американский регулятор выдал разрешение компании Eli Lilly в ноябре 2020 года.
Спустя несколько месяцев компания обратилась к FDA с просьбой об отзыве разрешения на бамланивимаб и переход на введение двух антител одновременно, одобренное регулятором ранее.
FDA отозвало разрешение 16 апреля 2021 года, аргументируя это увеличением вариантов коронавируса, устойчивых к препарату. Ранее против использования лекарства высказались NIH. В экспериментах отмечено заметное снижение нейтрализующей активности антитела в отношении вариантов коронавируса с мутациями E484K и L452R. Это южноафриканский вариант B.1.351, бразильский P.1, калифорнийские варианты B.1.429/B.1.427, вариант B.1.526, впервые обнаруженный в Нью-Йорке, индийские варианты B.1.617—B.1.617.3.
Ранее опубликованные в JAMA результаты исследования BLAZE-1 подтвердили опасения: бамланивимаб практически не отличался от плацебо по снижению вирусной нагрузки (количество вируса в объеме крови) у амбулаторных больных.
Но не все так плохо. В конце января стали доступны результаты исследования BLAZE-2. Введение бамланивимаба приводило к снижению на 80% риска заражения COVID-19 в домах престарелых. Однако практическое значение исследование имеет только при недоступности или невозможности введения вакцин.
Американский регулятор оставил в силе выданное в феврале 2021 года разрешение на одновременное введение двух моноклональных антител — бамланивимаба и этесевимаба. Как и прежде, решение распространяется только на пациентов, проходящих лечение дома.
Особый путь
Регуляторные перипетии США можно было рассмотреть как интересный опыт разработки и использования новой «молекулы» в чрезвычайных обстоятельствах. Если бы не разрешение Минздрава России на обращение только одного из пары нейтрализующих антител. Причем препарата, не применяемого у госпитализированных больных, возможная клиническая польза которого против новых вариантов вируса вызывает сомнения.
Разрешение на обращение в условиях пандемии бамланивимаба № 1067811 выдано 7 апреля 2021 года «Лилли Фарма» на серию S21A004A объемом 10080 (раствор 700 мг/20 мл), указано в ГРЛС.
Моноклональные антитела — это белки, полученные с использованием генно-инженерных технологий. Введение вируснейтрализующих антител Eli Lilly проходит внутривенно и возможно только в медицинских учреждениях, которые могут оказывать неотложную помощь при развитии инфузионных реакций, включая анафилаксию.
Введение антител пациентам, получающим лечение дома, требует дополнительных расходов. К ним можно отнести транспортировку больных, организацию специализированных подразделений для амбулаторной терапии инфицированных COVID-19 пациентов. Насколько все это оправданно, решать Минздраву.
Нет комментариев
Комментариев: 0