Модели ценового регулирования коммерческого сегмента фармрынка

27.06.2023
12:16
От правильной, сбалансированной настройки ценового регулирования фармрынка зависит не только доступность лекарственных средств, но и в целом медицинская помощь населению. При этом методы, используемые для ценового регулирования, должны учитывать местные особенности, степень развития, модель финансирования и дистрибуции, а также задачи и социальные гарантии, которые взяло на себя государство. 

В статье представлен научно обоснованный подход к разработке модели ценового регулирования коммерческого фармрынка. Представлены блоки, которые должны присутствовать в любой системе государственного ценового регулирования, а также перечислены характеристики и параметры фармрынка, которые необходимо учесть при настройке ценового регулирования. Я объясню, почему даже в схожих на первый взгляд странах ценовое регулирование фармрынка не может быть одинаковым и почему нельзя просто взять и скопировать модель, используемую в других странах. 

Цель ценового регулирования фармрынка 

Основной целью ценового регулирования является увеличение доступности лекарственных средств для населения. Регулятор может сильно упростить задачу и сформулировать ее как увеличение ценовой доступности лекарственных средств. 

Однако это неправильная цель, точнее — неполная задача, ведь обеспечение ценовой доступности не гарантирует наличия товара, т.е. при ценовой доступности может не выполняться основная цель — доступность лекарственного средства. 

Доступность лекарственных средств для населения 

Доступность лекарственных средств для населения подразумевает достижение нескольких взаимосвязанных задач:

1. Гарантия качества ЛС, которое будет подтверждено общепринятыми международными стандартами и суверенной оценкой, причем последней следует отдавать приоритет.

Ценовая доступность может вступать в противоречие с качеством ЛС. Необходима модель, позволяющая учитывать влияние регулирования на качество. Неправильно, если в результате ценового «зарегулирования» на рынке останутся недорогие препараты сомнительного качества. 

2. Обеспечение широкого ассортимента зарегистрированных и обращающихся лекарственных средств.

Это позволяет предоставить возможность выбора оптимальной терапии пациентам и врачам, а также увеличить конкуренцию между обращающимися на рынке лекарствами.

Фармпроизводителям должно быть интересно заходить на рынок, система ценового регулирования не должна препятствовать выходу на рынок качественных препаратов. 

3. Стимулирование территориальной доступности.

Аптечному и дистрибьюторскому сегментам должно хватать рентабельности для осуществления деятельности на всей территории страны, в том числе в отдаленных, труднодоступных и малонаселенных районах, чтобы у населения был доступ к лекарственной помощи по всей стране. 

Рентабельность обеспечивает не только наценка, но и маркетинговые выплаты фармпроизводителей. Регулятор не должен препятствовать возможности аптечных сетей и дистрибьюторов получать бэк-маржу. Маркетинговые выплаты при правильном функционировании рынка и ценового регулирования снижают стоимость лекарственных средств и увеличивают территориальную представленность. 

4. Обеспечение доступной цены на лекарства.

Это достигается: 

• разумным научно обоснованным ценовым регулированием;

• созданием условий для возникновения высокого уровня конкуренции;

• дерегулированием маркетинговых выплат фармпроизводителей;

• поддержкой развития онлайн-инструментов на аптечном рынке (онлайн-справка, онлайн-бронирование, онлайн-аптеки). 

Что учесть при разработке модели государственного ценового регулирования

1. Модель рынка — кто платит за препараты.

Основной плательщик определяет, что и по какой цене он будет покупать. Это очень сильно влияет на функционирование всего рынка. 

Основными плательщиками могут быть:

• страховые компании на «страховом» рынке;

• государство;

• или рынок может быть полностью коммерческим (более 85% оплачивает покупатель). 

В первом случае ценовое регулирование подстраивается под задачи страховых компаний, во втором — под цели государственного органа, в третьем — покупатели, являющиеся основным заказчиком, должны определять контуры ценового регулирования (что и за сколько они хотят приобретать). 

Это делает невозможным запрет продажи (отмену регистрации) дорогостоящих препаратов на рынке, если препарат соответствует стандартам качества.

2. Как товар попадает в аптеку.

Товар может попадать в аптеки разными путями — из широкой сети дистрибьюторов (дистрибьюторская модель), напрямую в аптечные сети (модель, при которой сами сети выступают для себя логистами) или другими путями, в том числе с использованием параллельного (серого) импорта. 

В зависимости от модели товародвижения на рынке будут зависеть и блоки системы ценового регулирования. 

3. Объем рынка, платежеспособность и привлекательность для производителей.

Чем меньше объем рынка и жестче регулирование, тем сложнее привлечь производителей и обеспечить основную задачу — доступность лекарственных средств для населения. 

Регулятор может позволить достаточно жесткие меры на очень «богатом» рынке, и наоборот, рынок среднего объема с разрешенным параллельным импортом будет сковывать действия регулятора. 

Очевидно, что на разных вехах развития степень привлекательности рынка может отличаться. В этом случае на начальных этапах можно обеспечить минимальное ценовое регулирование для привлечения большего количества участников, локализации производства и других задач, способствующих росту рынка. 

После того как рынок наполнится достаточным количеством лекарственных средств и достигнет нужного финансового объема, можно постепенно усиливать ценовое регулирование, снижая цены на лекарственные средства при сохранении их качества, широты ассортимента и территориальной доступности лекарственной помощи.

Правильная оценка текущего состояния рынка крайне важна. Она позволяет понять, какие инструменты ценового регулирования можно сейчас использовать, а какие нет.

4. Интересы основных участников рынка.

В комиссию по разработке модели ценового регулирования включают в первую очередь врачей. С одной стороны, это разумно, однако они не должны иметь решающего, а тем более единственного голоса. 

Врачебное сообщество не несет затрат, связанных с лекарственным обеспечением, поэтому оно не должно иметь решающего, а тем более единственного голоса. 

В такую комиссию обязательно должны быть включены представители фармпроизводителей, дистрибьюторов и аптечных сетей. Именно эти субъекты обеспечивают работу фармацевтического рынка. 

Задача комиссии — создать разумный баланс между интересами всех участников рынка и покупателей. 

Перечисленные выше пункты объясняют, почему бессмысленно просто копировать существующие модели ценового регулирования других стран. 

Способы снижения цен на лекарственные средства 

Помимо ценового регулирования основными рыночными факторами, влияющими на уровень розничных цен на лекарственные средства, являются:

1. Развитие конкуренции на всех уровнях фармацевтического рынка.

Для этого необходимо:

• стимулирование входа на рынок большого количество аналогов — широкие товарные категории и МНН-кластеры будут поддерживать высокий уровень конкуренции между препаратами; 

• поддержание большого количества участников на всех уровнях фармрынка: много производителей, много дистрибьюторов, много аптечных сетей; 

• не препятствовать развитию дискаунтеров и ограниченному демпингу.

2. Широкий ассортимент зарегистрированных ЛС.

Фармпроизводителям должно быть интересно заходить на рынок. 

Для этого необходимо:

• обеспечить оптимальную доходность с портфеля фармпроизводителя;

• предотвратить возможность параллельного (серого) импорта;

• поддерживать прозрачность рынка и справедливую конкуренцию;

• предоставить возможности применения инструментов бэк-маржи и маркетинговых выплат аптечным сетям и дистрибьюторам.

3. Стимулирующие госзакупки.

При правильной организации госзакупки лекарственных средств могут являться фактором давления на цены в коммерческом сегменте. Например, допуском к госзакупкам и офсетным контрактам за снижение цены на коммерческом рынке. 

4. Преференции локальным фармпроизводителям.

Налоговые льготы и другие поддерживающие факторы для локальных фармпроизводителей позволяют регулятору опосредованно влиять на цены отдельных молекул на рынке. В связке со стимулирующими госзакупками и офсетными контрактами этот механизм может существенно снижать стоимость лекарственных средств не только в сфере госзакупок, но и на коммерческом рынке. 

5. Поддержка развития онлайн-инструментов на аптечном рынке и ограниченной онлайн-торговли лекарственными средствами.

Одним из самых простых и быстрых способов снижения розничных цен в отдельном городе является запуск интернет-справки. Участники рынка, мониторя друг друга, сами начнут снижать цены в борьбе за покупателя. 

6. Системный ценовой мониторинг.

У регулирующего органа должен быть инструмент системного мониторинга состояния фармацевтического рынка. Наличие такой системы позволит максимально адаптировать модель под условия рынка и уловить сигналы, свидетельствующие о том, что требуется точечное вмешательство регулятора или возникла необходимость перенастройки системы ценового регулирования. 

Продолжение — в следующем номере «ФВ». 

В следующей части статьи мы рассмотрим:

1. Существующие подходы к ценовому регулированию фармацевтического рынка в разных странах с учетом всех перечисленных выше особенностей.

2. Оптимальную модель ценового регулирования фармрынка.

3. Существующие модели ценового регулирования в сопредельных странах.

4. Оценим, в какой из сопредельных стран ценовое регулирование лучше всего отвечает основной цели — увеличению доступности лекарственных средств. 

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.