Почему пандемию COVID-19 часто сравнивают с «испанкой»

01.04.2021
10:10
Пандемию COVID-19 часто сравнивают с «испанкой», унесшей 100 лет назад 50 млн жизней. После мирового локдауна 2020 года попытки ученых понять, откуда возник «испанский» вирус, чем он был, какие лекарства и вакцины могли на него действовать, не кажутся странными.

Вирусу «испанского» гриппа в некотором роде «повезло». Сто лет назад арсенал лекарств был резко ограничен, до появления первого противовирусного препарата оставалось почти полстолетия, до открытия пенициллина — 10 лет. Врачи пытались лечить противомалярийным хинином, камфорой, стрихнином, аспирином. Учитывая отсутствие средств интенсивной терапии, ИВЛ, лечение сводилось к уходу за пациентом и поддерживающей терапии.

Поиски «испанского» вируса

Любые вопросы упирались в отсутствие каких-либо сведений о самом вирусе. Попытки понять, с чем связана разрушительная сила «испанки», начались с поиска возбудителя или его фрагментов. Так началась самая увлекательная история мира науки, достойная романа.

Первое противовирусное лекарство появилось в 1962 году. Идоксуридин выпускался в виде глазных мазей и применялся для лечения офтальмогерпеса.

Первую попытку обнаружить вирус «испанки» предпринял молодой микробиолог Йохан Халтин. В 1951 году он отправился на Аляску, в местечко Brevig Mission. По имевшимся сведениям осенью 1918 года от нового гриппа там скончались 72 из 80 взрослых жителей. На это вирусу потребовалось всего пять дней.

Первый противогриппозный препарат амантадин был одобрен только в 1966 году, рибавирин — в 1985-м.

Попытки Халтина найти возбудитель потерпели неудачу. Образцы тканей, полученные на Аляске, не привели к росту вируса на куриных эмбрионах. Ученый мир понимал: для идентификации и изучения вируса-убийцы нужны более совершенные и развитые технологии.

Следующая попытка была предпринята в 1997 году, когда стали доступны секвенирование генома и ПЦР.

Американский вирусолог Джеффри Таубенбергер из Института патологии Вооруженных сил США работал с архивными образцами, законсервированными в формалине и залитыми парафином. Из образца легочной ткани молодого военнослужащего, умершего от «испанки» 26 сентября 1918 года, он выделил несколько фрагментов. Так, спустя почти 80 лет удалось получить девять фрагментов генома «испанского» вируса.

Пандемия «испанки» отличалась от COVID-19: на молодых приходилось 99% всех случаев смерти.
Jeffery K. Taubenberger and David M. Morens. 1918 Influenza: the Mother of All Pandemics. Emerg Infect Dis. 2006.

Этого было достаточно, чтобы по последовательностям генома понять: выделенный штамм относится к вирусу гриппа H1N1. Так в 1997 году «испанский» вирус получил имя: A/South Carolina/1/18 (H1N1).

Вновь обретенный штамм «испанского» гриппа назван по месту случая, который дал фрагменты вируса, — Форт Джексон, Южная Каролина.

Происхождение «испанки»

Полная расшифровка генома «испанки» состоялась в 2005 году. Изучение возбудителя позволило предположить: вирус произошел от птичьего и свиного гриппа (но отличался от современных штаммов). «Испанский» вирус появился между 1882—1913 годом, после чего разделился на «свиной» и «человеческий» вирусы H1N1. Первые заражения людей могли произойти между 1913-м и 1918 годами.

Реконструкция вируса «испанки»

Происхождение не давало ответов на главные вопросы. Для изучения свойств патогена ученые решились на беспрецедентный шаг — реконструкцию вируса 1918 года в лаборатории. Работы велись в 2005 году в США.

Полученный в лаборатории вирус отличался невероятной скоростью репликации — способностью создавать свои копии и скоростью поражения легочной ткани мышей. Через четыре дня после заражения количество вируса 1918 года в легких мышей было в 39 тыс. раз выше по сравнению с обычным вирусом гриппа.

Воссозданный вирус обладал большой поражающей силой. Ученые оценили его «смертоносный» потенциал в 100 раз выше других протестированных вирусов гриппа.

В эксперименте были и обнадеживающие результаты. Современные вакцины и лекарства «работали» против воссозданного вируса-убийцы.

Ремантадин и осельтамивир против «испанки»

Вакцины, содержащие компонент H1N1, защищали мышей от вируса 1918 года. Даже современные вакцины от гриппа могут дать людям некоторую защиту против «испанки», пишет CDC.

Эксперименты с реконструкцией показали главное: на воссозданный вирус «испанки» действовал старый добрый ремантадин (к которому устойчивы многие современные штаммы) и осельтамивир.

Пандемия «испанки» снизила продолжительность жизни в США почти на 12 лет.
The Deadliest Flu: The Complete Story of the Discovery and Reconstruction of the 1918 Pandemic Virus. CDC. 2019.

Может ли пандемия «испанки» повториться?

Это невозможно предсказать. Эксперты считают, что остаточный иммунитет к «испанке» присутствует в популяции, по крайней мере у части населения. Современные штаммы гриппа H1N1 широко циркулируют и входят в состав современных противогриппозных вакцин. Вирус, подобный «испанскому», не сможет вызвать пандемию столь ужасающих масштабов.

По мнению Джеффри Таубенбергера, стоявшего у истоков исследований, воздействие пандемии «испанки» не ограничилось 1918—1919 годами. Вирус 1918 года является предком всех человеческих вирусов гриппа, включая H1N1, H3N2, а также «вымершей» линии H2N2.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.