Рынок нашел золотую жилу

05.06.2025
11:00
...
Препараты для лечения ожирения и сахарного диабета показывают наибольший прирост продаж в аптеках в январе—апреле 2025 года. Согласно данным AlphaRM, лекарства от ожирения показали прирост 58%, от диабета — 56%. Во многом это произошло за счет семаглутида, который входит в обе терапевтические группы. Эксперты полагают, что такие темпы роста долго не сохранятся.
Фото: 123rf.com

В январе—апреле 2025 года аптеки продали препаратов от ожирения на 4,2 млрд руб., посчитал «ФВ» по данным AlphaRM. Год назад за этот же период было 2,7 млрд руб. Больше чем 50% прибавили препараты для лечения сахарного диабета. Во многом прирост обеспечен новой группой препаратов от ожирения — агонистами рецепторов ГПП-1, так называемыми глутидами. Самый известный из них — семаглутид, его продажи в первые четыре месяца выросли на 303%.

У каких групп была хорошая динамика продаж

Прирост более чем на 50% — не частая история на российском фармрынке за последние несколько лет. Всплеск продаж отдельных групп обеспечила пандемия COVID-19. Например, в 2020 году на 108% выросли продажи противовирусных препаратов, на 59% — общетонизирующих лекарств, на 53% — иммуностимуляторов.

В предыдущие годы — с 2015 по 2019 гг. — самый большой прирост был только у антикоагулянтов — на 42% в 2019 году, а также у препаратов для лечения диабета — 41%. Тогда продажи антикоагулянтов увеличились за счет нового класса препаратов — пероральных антикоагулянтов прямого действия. Речь идет о ривароксабане и апиксабане. Аналогичная история с сахарным диабетом 2-го типа. Фармкомпании стали выводить на рынок новые гипогликемические препараты, например, ингибиторы дипептидилпептидазы-4 (вилдаглиптин), ингибиторы натрийзависимого переносчика глюкозы (эмпаглифлозин, дапаглифлозин).

У препаратов из группы диабета и ожирения за последние почти десять лет была разнонаправленная динамика. Продажи лекарств, используемых при сахарном диабете, в основном увеличивались. Ситуация изменилась, когда на рынке появились глутиды.

kartinka_ozhirenie.png (375 KB)

Источник: AlphaRM, расчеты «ФВ»

Почему растут глутиды

Агонисты рецепторов ГПП-1 сначала были созданы для лечения сахарного диабета 2-го типа. Первым в классе стал лираглутид компании Novo Nordisk. Как говорится в инструкции к препарату, он стимулирует секрецию инсулина и уменьшает неоправданно высокую секрецию глюкагона глюкозозависимым образом, а также улучшает функцию бета-клеток поджелудочной железы, что приводит к снижению концентрации глюкозы натощак и после приема пищи. Механизм снижения концентрации глюкозы также включает небольшую задержку опорожнения желудка. Затем Novo Nordisk создала семаглутид, его отличие в том, что он принимается раз в неделю, а не каждый день.

Через несколько лет практика применять эти препараты офф-лэйбл для снижения веса распространилась по всему миру. Позже оба действующих вещества были зарегистрированы по показанию — снижение массы тела. Для таких пациентов увеличена разовая доля препарата. Удобство применения семаглутида сделало его одним из самых популярных в мире. В некоторых странах возник дефицит препарата.

Вероятно, это стало одной из причин того, почему Novo Nordisk прекратила поставки препарата в Россию. Благодаря этому в России стал возможен выпуск дженериков препарата. Novo Nordisk успела включить препарат в Перечень ЖНВЛП, поэтому в России еще и самые низкие цены на препарат. Средняя цена продажи в январе—апреле 2025 года составила 4,7 тыс. руб.

По данным Forbes, самая высокая цена за месячный запас (одна упаковка) — в США ($936), следом идут Япония ($169), Канада ($147), Швейцария ($144).

Как растут продажи семаглутида в России

Первыми принудительные лицензии на семаглутид получили «Герофарм» и «Промомед Рус» в конце 2023 года. В 2024 году лицензию также получила «ПСК Фарма».

Несмотря на то, что «Герофарм» и «Промомед Рус» практически одновременно представили на рынок свои версии семаглутида, «Герофарм» значительно обошла конкурента. По итогам 2014 года продажи «Семавика» от «Герофарм» составили 7,2 млрд руб., а «Квинсенты» от «Промомед Рус» — 3,1 млрд руб.

В январе—апреле 2025 года «Семавик» стал брендом номер два на аптечном рынке. Год назад препарат был только на 125 месте, прирост в первые четыре месяца составил 477%.

Стоит отметить, что бренд «Семавик» объединяет два торговых наименования — «Семавик» (сахарный диабет 2-го типа) и «Семавик некст» (ожирение, увеличенная доза).

«Квинсента» в 2025 году пока на 51 месте, продажи бренда за первые четыре месяца составили 1,5 млрд руб. «Промомед Рус» также зарегистрировала версию семаглутида для лечения ожирения, но с другим брендом — «Велгия», который оказался на 163 месте с продажами 828,3 млн руб. В сумме два бренда проданы на 2,3 млрд руб., если бы они учитывались вместе, то оказались бы на 24 месте.

У «Промомед Рус» в портфеле несколько препаратов от ожирения. До 2020 году основным препаратом компании был «Редуксин» (МНН сибутрамин с целлюлозой), в январе—апреле 2025 года его продажи составили 1,1 млрд руб. В 2023 году компания зарегистрировала «Энлигрию» (МНН лирагултид), продажи за четыре месяца — 328,3 млн руб. Большую ставку компания делает на «Тирзетту» (МНН тирзепатид), это агонист сразу двух рецепторов ГПП-1 и ГИП. Препарат зарегистрирован в феврале 2025 года, продажи после регистрации составили 224,7 млн руб. Общая выручка «Промомеда» от продажи препаратов от ожирения достигла 4 млрд руб.

Всего за четыре месяца 2025 года аптеки продали 1,4 млн упак. семаглутида на 7,4 млрд руб., по сравнению с аналогичным периодом 2024 года рост в рублях составил 303%. На рынке продавались препараты четырех российских компаний, к «Герофарму» и «Промомеду» присоединились «ПСК Фарма» и «Фармасинтез».

Что будет дальше

Сколько будет продолжаться такой рост, пока говорить рано. По мнению директора по развитию RNC Pharma Николая Беспалова, темпы роста не будут такими вечно. Неудовлетворенный спрос, который существовал на рынке, уже закрыт, общее число потребителей еще будет расти, а динамика — замедляться.

Ограничителем будет выступать и достаточно высокая стоимость препаратов. Она вряд ли будет сильно снижаться даже в случае значительного роста количества аналоговых продуктов просто в силу стоимости технологии производства пептидных препаратов и специфики лекарственных форм, в которых выпускается данная продукция.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.