Секреты фармацевтического детейлинга от Павла Фельдмана. Часть 5

26.01.2021
11:33
Часто встречающаяся ошибка — медицинский представитель может одномоментно рассказать о многих препаратах, а фармацевтический работник — все это прослушать. И то, и другое сделать можно, но бессмысленно. Почему-то считается, что силами медицинских представителей в аптеке должны продвигаться все препараты и что детейлинг является самым мощным инструментом продвижения.

Ошибка. Слишком много препаратов на одном детейлинге

Десять лет назад мировые тренды продвижения продуктов на фармацевтическом рынке показывали, что количество препаратов, промотируемых на одном визите, сокращается. Причина: меньше половины предоставляемой информации можно отнести к «очень полезной и ценной для практики».

На мой взгляд, нормально «детейлить» можно один препарат как основной и один — как напоминание. А то и вовсе один основной. Только тогда можно говорить о некой «фокусности» в продвижении продукта с помощью детейлинга.

Чтобы убедиться в том, что большое количество упоминаемых во время детейлинга в аптеке продуктов не способствует запоминанию информации, необходимо один раз потратить время и провести два вида несложных измерения.

Первый — измерить так называемый показатель ЗУН — «знание-умение-навыки», состоящий из трех тестирований: на входе до детейлинга (группового детейлинга или фармкружка), на выходе после детейлинга и через четыре-шесть недель после визита.

Тест содержит вопросы по тем продуктам и материалу, который представлял на визите представитель. Первое тестирование определяет «нулевой» уровень — то, что знают фармацевты о продуктах из предыдущего опыта работы с компанией. Второе тестирование, проводимое сразу после детейлинга, показывает, насколько успешно представитель донес информацию и как она была понята и запомнена фармацевтами. И третье тестирование, проводимое через месяц-полтора, показывает выживаемость знаний. Если двое из трех фармацевтов на последнем тестировании правильно ответили на вопросы — результат хороший.

Термин «детейлинг» происходит от английского слова detailing. Один из наиболее подходящих вариантов перевода: «содержащий детальную информацию», «подробно рассказывающий». Как инструмент продвижения детейлинг давно и прочно вошел в практику большинства фармацевтических компаний, использующих индивидуальные визиты в аптеки (face-to-face — «личная встреча», «разговор с глазу на глаз»). Основная задача инструмента — донести «продвигающую» информацию до фармацевта устами медицинского представителя.

Второй — провести замер времени, которое тратит медицинский представитель на все необходимые для работы в аптеке этапы визита. Если на детейлинг уходит все время, отведенное на работу в аптеке, непременно произойдет сокращение других видов активности. Следовательно, придется пожертвовать какими-то продуктами в детейлинге или какой-то работой в аптеке. И то, и другое нехорошо.

Ошибка. Детейлинг не является частью стратегии работы компании с аптекой и частью стратегии маркетинга по продвижению продукта

Почему-то считается, что проведение детейлинга в аптеке — менее важная вещь, чем проведение детейлинга в кабинете врача. Соответственно, отношение всех участников процесса к этому инструменту продвижения менее трепетное, качество детейлингов — более низкое.

Детейлинг может не оказаться частью стратегии компании из-за того, что отсутствует сама стратегия работы с аптеками. Все вроде как понимают, что с аптеками надо работать, но то, что это должно быть системно и в рамках общего замысла — пока нет.

Детейлинг может не оказаться частью стратегии отдела маркетинга. Причина тому — извечная тяга к псевдоинновациям; любовь к мгновенным неадекватным реакциям на донесения из полей об активности конкурента в одной аптеке одного городка. И все: непрочная система ломается, появляются спонтанные идеи начать что-то вдруг продвигать в аптеках.

Расскажу историю, которую можно назвать так: «о внезапном прекращении плановых детейлингов в аптеках и замене их в аварийном режиме на другой детейлинг».

Однажды обнаружилось, что в аптеках начал активно продаваться конкурентный препарат Y, с которым компания соперничала с помощью препарата Х. При этом никто в тот момент не подумал, что оба препарата, будучи безрецептурными, сильно зависят от рекомендаций врача, а роль фармацевта в аптеке как рекомендателя ничтожно мала. Конкурентный препарат Y продвигался у врачей на высоком качественном уровне, стоил в аптеке на полке на 30% меньше, а курс — и вовсе на все 60%.

После обнаружения активизации продаж конкурента Y в компании препарата X мгновенно начались ритуальные действия по разработке и улучшению детейлингов. В аптеки были направлены медицинские представители, которые излагали провизорам и фармацевтам строение и патологию органов-мишеней, рассказывали историю о доказательной базе препарата Х.

А в результате продавался по-прежнему препарат Y, по которому детейлинг в аптеке выглядел очень просто: «Наш препарат активно рекомендуют врачи поликлиник вокруг вашей аптеки, упаковка у вас в аптеке на 30% дешевле конкурента, а курс лечения дешевле уже на целых 60%». И никакой высокой науки.

Кто-то посчитал потери от того, что побежали во все аптеки с детейлингом препарата Х, забросив другие продукты? Нет. К счастью, здравый смысл через пару месяцев одержал победу, и кампания была прекращена.

Вывод из этой истории: для того, чтобы детейлинг был встроен в стратегию отдела маркетинга, нужна разработанная и принятая всеми отделами компании стратегия работы с аптекой.

Поэтому сначала необходимо понять, что и как собирается компания делать в каждой отдельно взятой аптеке, будет ли детейлинг реальным фактором роста продаж для продукта, как должен выглядеть детейлинг, какой результат ожидается и как этот результат измерить. И только после этого приступать к созидательной части по существу вопроса.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.