«Серый» рынок БАД решили обелить

22.04.2025
13:03
...
Рынок БАД в России ждут серьезные изменения: подготовлено несколько законодательных инициатив, цель которых, как говорят эксперты, «обелить» эту нишу. Все предыдущие попытки навести порядок в сфере оборота этой продукции не дали большого эффекта: даже после введения обязательной маркировки на многие категории БАД, на маркетплейсах по-прежнему продается много контрафактной и сомнительной продукции.
Фото: ru.123rf.com

Добавка с сюрпризом: что находят в БАД

Популярность БАД в России растет. Как рассказывает генеральный директор AlphaRM Анна Ермолаева, если в прошлом году рынок лекарств в аптечном сегменте вырос в денежном выражении на 17%, то рынок БАД — на 20% (со 147 млрд. до 164 млрд. руб.). Сегодня БАД занимают 15,7% рынка розничных продаж аптечного ассортимента в стоимостном выражении и 6,9% — в натуральном. Особенно высокими темпами в прошлом году росли продажи успокаивающих (на 18%) и тонизирующих (на 9%) средств, а также различных вариантов омеги (на 12%) и витамина Д (на 7%). По данным аналитики ООО «Оператор ЦРПТ», среди категорий самых популярных у россиян БАД на первом месте — витамины (16% рынка продаж), далее следуют добавки растительного или животного происхождения (15%), минералы (14%), гематоген (12%), а также витаминно-минеральные комплексы и аскорбинка (по 9%).

Все чаще пользователи оформляют покупки дистанционно. Онлайн-продажи БАД в рублях в прошлом году выросли на 53%, а офлайн — лишь на 15% (в упаковках рост онлайн-продаж составил 31%, а вот в офлайн-секторе они упали на 1%). Средняя цена приобретаемых онлайн БАД составляет 582 руб., а в офлайн-сегменте — 294 руб. И хотя в упаковках онлайн-продажи БАД занимают пока не более 10% рынка, в рублевом эквиваленте — уже 17,2%. По прогнозам экспертов, в 2025 году рынок БАД в рублях вырастет еще на 20%.

По данным DSM Group, за последние 7 лет число производителей БАД в России выросло на 42%, а брендов стало больше на 50%. При этом количество наименований биодобавок уже почти сравнялось с количеством наименований лекарств на рынке (более 20 тыс.) — это в 8,8 раза больше, чем 7 лет назад. По словам старшего аналитика Data Insight Инессы Головиной, популярность БАД обусловлена в том числе и тем, что покупатели не считают эту категорию товаров лекарствами, поэтому относятся к ним легкомысленно и нередко назначают себе их сами.

Коммерческий директор Ассоциации новых независимых аптек «АннА» Виктория Лесникова отмечает, что официально в стране зарегистрировано порядка 1,7 тыс. производителей БАД: «Но, по неофициальный данным, их значительно больше, а качество продукции многих производителей сомнительное. При этом «серый» рынок научился обходить законодательные ограничения. Например, производитель может поменять статус продукта с БАД на пищевой концентрат или комплексную пищевую добавку и снова выставить его на маркетплейсе». В результате на маркетплейсах совершенно спокойно выставляются на продажу добавки неизвестного происхождения, в составе которых могут быть как сильнодействующие лекарственные средства, так и просто опилки. Проверки уже обнаруживали в биологически активных добавках действующие вещества рецептурных препаратов, например, силденафил (для лечения эректильной дисфункции), сибутрамин (средство для снижения веса, запрещенное в ряде стран), стероиды для наращивания мышечной массы, транквилизаторы. По экспертным оценкам, до 95% «серых» добавок в России распространяется через маркетплейсы. По данным СРО «Союз производителей БАД», на каждом крупном маркетплейсе предлагается в среднем по 80 тыс. товарных позиций с нарушениями. За последние полгода количество таких случаев увеличилось вдвое.

«Сегодня на многих маркетплейсах в России совершенно свободно под видом БАД продаются опасные для здоровья продукты и препараты, в том числе фенибут, оземпик, ашваганда, перец опьяняющий... Здесь также можно купить запрещенные к обороту на российском рынке БАД с мелатонином, симетиконом и литием, и они зачастую маскируются под комплексные пищевые добавки. Очевидно, что требования Роспотребнадзора соблюдаются далеко не всеми участниками рынка, а недобросовестные продавцы продолжают распространять сомнительные товары», — рассказывает директор СРО Ассоциация независимых аптек, глава Альянса фармацевтических ассоциаций Виктория Преснякова.

БАД начнут выписывать врачи

Отрасль нуждается в наведении порядка, в связи с чем уже подготовлен ряд законодательных инициатив — об этом эксперты говорили в ходе прошедшей 9 апреля конференции «Текущие тренды развития рынка биологически активных добавок в России».

Как рассказывает советник, адвокат практики фармацевтики, медицины и биотехнологий юридической компании Nextons Татьяна Ларина, с 1 сентября 2023 года в стране ввели обязательную маркировку ряда категорий БАД, и это привело к некоторым положительным моментам. Так, по данным аналитика ООО «Оператор ЦРПТ» Любови Андреевой, только в марте 2025 года было отбраковано 49 млн упаковок БАД с признаками контрафакта или неизвестного происхождения, что на 60% покрывает объемы нанесения маркировки. А с 1 сентября 2025 года планируется расширение перечня маркируемых БАД — в него попадут добавки, зарегистрированные по кодам «жиры и масла и их фракции из рыбы и морских млекопитающих», а также «ферменты и прочие органические соединения».

Кроме того, продолжается эксперимент по осуществлению мониторинга российских производителей товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (он стартовал 1 декабря 2024 и продлится до 30 июня 2025 года). Его задача — обкатать тестирование системы негосударственного мониторинга подтверждения фактической производственной деятельности лиц, заявляющих себя российскими производителями. Предполагается, что такая мера позволит сделать рынок производителей легальным.

Подготовлены поправки в пакет законов, призванные совершенствовать регулирование обращения БАД. Так, информация о дистанционной продаже БАД, не отвечающих законодательным требованиям, будет являться основанием для их блокировки на территории России. Отдельно планируется разработать критерии качества БАД и сырья для их изготовления, а также критерии их эффективности.

Особое внимание уделят деятельности врачей, которые нередко лоббируют интересы производителей БАД и назначают их пациентам. Согласно проекту поправок, «действия медицинских работников при назначении БАД будут являться объектом государственного контроля (надзора) со стороны Росздравнадзора». Планируется ввести запрет на подарки и соглашения между врачами и производителями.

Парадоксально, но при этом выписывать биологические активные добавки пациентам врачам хотят разрешить. Летом Госдума приняла в первом чтении законопроект, который позволяет врачам при наличии показаний выписывать пациентам БАД как лекарства; закон может вступить в силу с 1 сентября 2025 года. Правда, разрешение коснется лишь тех добавок, которые сделаны из качественного сырья и доказали эффективность в ходе клинических исследований, которые будут проходить в упрощенном порядке (алгоритм еще не установлен). Предполагается утвердить перечень таких биодобавок. Кроме того, Минздрав должен разработать перечень заболеваний, для профилактики и лечения которых могут применяться БАД и схемы их применения. Виктория Лесникова называет этот закон кардинальной заградительной мерой, ведь в реестре разрешенных к выписке врачами биодобавок окажутся исключительно качественные продукты.

«Теневые игроки наносят вред не только потребителям, но и честному бизнесу, создавая неравные конкурентные условия, — говорит Виктория Преснякова. — Поэтому контроль за оборотом БАД нужно ужесточать. Одно из ключевых предложений — блокировка центральным аппаратом Роспотребнадзора сайтов и товаров на онлайн-площадках, нарушающих законодательство. Эти меры, в сочетании с введением маркировки, позволят существенно очистить рынок биодобавок. Планируется также создание единой базы данных, которая будет содержать информацию о зарегистрированных производителях и поставщиках БАД, чтобы обеспечить безопасность пациентов при назначении им биологических добавок».

Серьезные изменения грядут и в сфере продажи БАД на маркетплейсах. Подготовлены поправки в Закон «О защите прав потребителей», которые обязывают маркетплейсы размещать сертификаты соответствия и декларации на БАД в описании товаров: с 1 сентября 2026 года владельцы платформ должны будут предоставлять техническую возможность для публикации этой информации (если товар не подлежит сертификации, это также должно быть указано). Также готовится запрет на размещение объявлений о продаже БАД, не прошедших сертификацию или отозванных с рынка.

У экспертов есть и другие предложения, которые смогут, в том числе, повысить уровень доверия населения к этой категории товаров. Одно из них — ввести в России сертификацию производства БАД по международным стандартам надлежащей практики GMP. Некоторые российские производители уже работают по ним в рамках добровольной инициативы. Кроме того, обсуждается возможность введения механизма досудебной блокировки продажи БАД на маркетплейсах, если установлено, что товар из «серой» зоны. «Эта мера будет работать только в комплексе с остальными инструментами. К сожалению, решить эту проблему одним выстрелом невозможно. Как говорится, вода всегда дырку найдет. Главная задача — сделать так, чтобы недобросовестные участники рынка не успевали адаптироваться под изменения законодательного процесса», — считает замгенерального директора ООО «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ) Сергей Холкин.

Виктория Лесникова считает: для того, чтобы победить «серый» рынок, нужно вводить ответственность не только для маркетплейсов, но и для самих селлеров за реализацию контрафактных и сомнительных БАД. Однако для того, чтобы все регуляторные меры заработали, требуется просветительская работа с населением, которое зачастую не понимает, чем отличаются БАД от лекарств и что может указывать на контрафакт. «Внедрение культуры потребления БАД положительно скажется на доверии к этой категории товаров», — считает эксперт. В стране уже запущены социальные проекты и образовательные программы, такие как, например, проект «Культура потребления БАД в России», призванные помочь россиянам лучше разбираться в вопросах правильного применения БАД, их допустимых дозировках, способах определения подлинности, различиях между БАД и комплексными пищевыми добавками и причинах запрета некоторых продуктов.

Нет комментариев

Комментариев: 1

Арустамян Левон Эрнестович
"Серьезные изменения грядут и в сфере продажи БАД на маркетплейсах. Подготовлены поправки в Закон «О защите прав потребителей», которые обязывают маркетплейсы размещать сертификаты соответствия и декларации на БАД в описании товаров: с 1 сентября 2026 года владельцы платформ должны будут предоставлять техническую возможность для публикации этой информации (если товар не подлежит сертификации, это также должно быть указано). Также готовится запрет на размещение объявлений о продаже БАД, не прошедших сертификацию или отозванных с рынка." Ну, какие декларации? ну, такую чушь разве можно печатать?
Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.