Шпаргалки для аптеки
Совет 1. Один процесс — две процедуры
- формирование ассортиментной матрицы (что будем заказывать);
- организацию заказа товара (как и сколько будем заказывать).
Во многих аптечных сетях этот процесс не разделяется на два блока. Это серьезная ошибка, которая приводит к сложности формирования и удержания единого перечня товаров. Например, сегодня в аптеке 35 средств от насморка, завтра 37, послезавтра 33 и т.д. Такой подход к формированию ассортимента резко сокращает его управляемость, делает невозможным автоматизацию процесса, а также снижает точность статистики.
Для примера приведем логику работы продовольственного супермаркета. Там ассортиментную матрицу по основным товарным группам меняют относительно редко. То есть если мы сегодня видим в конкретном магазине 10 видов сметаны, то будьте уверены, что и через неделю мы обнаружим те же 10 видов.
Если же сегодня в ассортименте 5 наименований и каждое продается по 3 упаковки, а завтра по какой-то причине стало не 5, а 10, то предсказать, как будет «размазан» спрос по новым позициям, очень сложно.
Таким образом, в аптечной сети проходит «маятниковое» расширение/сужение ассортиментной матрицы, что приводит к:
- сбитой статистике продаж по отдельным товарным позициям, что сильно усложняет процедуру категорийного менеджмента;
- невозможности точного проведения ценовых экспериментов;
- трудностям в управлении рекомендацией и продажами.
За формирование ассортиментной матрицы отвечает категорийный менеджмент. А за заказ товара может отвечать любая стандартная формула автозаказа. По моему опыту, в случае разделения процесса формирования ассортимента на две процедуры точность даже простого автозаказа резко возрастает.
Получается, что эффективность процесса в значительно большей степени зависит именно от ассортиментной матрицы и, в частности, от правильных настроек категорийного менеджмента.
Этот вопрос подробно рассмотрен в главе 1 книги «Аптека в плюсе».
Совет 2. Для товаров из разных экономических групп — разные нормативы
Для позиций, относящихся к разным экономическим группам, нужно использовать разные периоды анализа и планирования, а иногда и отличающиеся формулы автозаказа.
Экономические группы используют для связывания и синхронизации потока основных процессов:
- для формирования ассортимента;
- для ценообразования;
- для программы лояльности;
- для системы оплаты труда.
Любой товар в ассортименте имеет «признак» принадлежности к той или иной товарной категории и «признак» экономической группы. Это не иерархическая классификация, а два параллельных деления.
Для лучшего понимания приведем метафору. У человека есть национальность и гражданство — это два разных принципа группировки людей. Продолжим эту метафору: поменять национальность человек не в состоянии, а вот гражданство — может.
В нашем примере национальность — это принадлежность к товарной категории (если это средство от боли в горле, то оно не перейдет в группу «от насморка сосудосуживающие»), а гражданство — принадлежность к экономической группе. И экономическую группу товар может менять.
Принадлежность к определенной экономической группе — гибкий признак. Товар может переходить в течение жизненного цикла или даже в течение года из одной экономической группы в другую.
Совет 3. Средние значения оборачиваемости и прибыли с упаковки не нужны
Показатели продаж отдельного товара вне разреза товарных категорий не имеют практического смысла. Необходимо рассматривать, как товар выглядит относительно показателей своих ближайших конкурентов (товаров, входящих в одну товарную категорию).
Простой пример. Предположим, что в некой аптеке средняя оборачиваемость товарной позиции составляет 20 дней, при этом средняя прибыль с упаковки составляет 30 руб. Мы рассматриваем вариант введения в ассортимент препарата, оборачиваемость которого составит не более 10 дней при прибыли с упаковки в 40 руб. Стоит ли нам включить эту позицию в ассортимент аптеки? На первый взгляд, ответ положительный.
Однако правильного ответа на этот вопрос нет, так как недостаточно вводной информации. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, в какую товарную категорию входит эта позиция, и сравнить ее показатели с показателями категории.
Может получиться так, что средняя оборачиваемость в этой товарной категории — один день, а прибыль с упаковки — 50 руб. Тогда, разумеется, нельзя вводить этот препарат в ассортимент. И наоборот, средняя оборачиваемость в товарной категории может быть 25 дней, а средняя прибыль с упаковки — 10 руб., тогда эту позицию можно включить в ассортимент (табл.).
Нет комментариев
Комментариев: 0